«Смена», № 15, 1933 год

К Алтайский| опубликовано в номере №1359, январь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Горький консультирует комсомольца Знаменского

Комсомолец Подольского механического завода М. Знаменский, автор двух небольших книжек, написал очерк об (игольном цехе, в котором посильно зарисовал коммуниста-инженера Флака и комсомольцев.

Вместе с другими произведениями молодых авторов очерк Знаменского «Аахен под Москвой» был передав аа просмотр Алексею Максимовичу Горькому.

Горький дал о каждой вещи свое заключение, а самые рукописи испещрил своими пометками. По очерку Знаменского горьковский красный карандаш прошелся больше, чем по другим рукописям.

Так комсомолец Знаменский получил консультацию Алексея Максимовича Горького.

«Никогда еще, – говорят М. Горький, – искусство слова не служило так усердно я так. успешно делу познания жизни. Это особенно видно на очерке. Широкий поток очерков – явление, какого еще не было в нашей литературе. Некогда и нигде важнейшее дело познания своей страны не развивалось так быстро я в такой удачной форме, как это совершается у нас «Очеркисты» рассказывают многомиллионному читателю обо всем, что создается его анергией аа всем огромном пространстве Союза советов, на всех точках приложения энергии рабочего класса».

Исходя из этих положений, Алексей Максимович и рассмотрел очерк Знаменского.

Вкратце содержание очерка сводилось к следующему: Флак, немецкий инженер-коммунист, едет в немецкий город Аахен, мировой центр игольной промышленности. В поезде Флак разговаривает с рабочими «Серпа и молота», тоже едущими в Германию. Затем дается история возникновения игольной промышленности в СССР, под Москвой, в Подольске. При организации игольного дела цехом руководил старый беспартийный кадровик Шматков, я дело не клеилось. Только с приходом Флака, который оперся на комсомольскую ячейку, дело пошло в гору.

Горький дал суровую оценку очерку: «Автор многословен, но говоря – многого не договаривает существенного. Его стремление к «изобразительности» выражается нагромождением необдуманных слов. А язык он знает плохо, газетно. Материал расположен неправильно. Надо начать с приезда на завод, а не с командировки в Аахен. Вообще эта поездка лишняя, об этом городе и его уголках можно рассказать на одной странице. Очерк утомительно длинен. Его нужно сократить наполовину. Флак, несмотря на многословие автора, – тусклая фигура».

Уже одна эта характеристика содержит в себе конкретные указания автору: где, что и как надо переделать а очерке. Однако Горький не ограничился этим.

На рукописи Знаменского сделано очень много практических замечаний. Приведем наиболее характерные из них. Забыв о читателе, Знаменский употребляет целый ряд малоизвестных технических терминов без всяких объяснений:

«Родились новые специалисты – вдевальщицы, рихтовщицы» – сообщает Знаменский, а Горький на полях очерка просят: «Объясните термин». У Знаменского: «Утомленный Шматков бежит к редуцирным станкам», а Горький снова требует от имени читателей: «Объясните».

Знаменский в третий раз начинает говорить о себестоимости игл, а Горький, внимательнейший читатель, лаконично замечает: «Повторено».

Терпеливо прочтя без малого две страницы рассуждений о браке и станках. Горький делает пометку: «Многословно я скучно пишет».

Гонясь за изобразительностью. Знаменский часто вносит в очерк излишние подробности.

Так, например, очеркист сообщает, что книга, читаемая секретарем, есть сочинение Шиллера. Против этого места Горький пишет:

«К чему это? Для оживления? Не оживляет».

У Знаменского сказано:

«Он сидел на стуле перед своим станком, а по бокам его были две недавние пионерки – казалось, что по обеим сторонам комода стоят туфли – левый и правый».

Горький замечает: «Чересчур хвачено!»

Горький кропотливо работает над отдельными местами, которые кажутся ему исправимыми.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Истоки

Шесть десятилетий в нестареющей комсомольской шеренге журнал ЦК ВЛКСМ «Смена»