У Знаменского:
«На восточном горизонте вставал сияющий рассвет».
Горький исправляет:
«На востоке розовато загорался рассвет». Там, где автор пишет о том, что «всю ночь по вагонам шатался сон и не было ему нигде места, потому что до предрассветной рани в вагонах спарили, закусывали...», Горький отмечает: «Вот это хорошо».
Знаменский неосмотрительно сообщает:
«Закройщики мира иглами аахенских фабрик». Горький дает справку:
«Не шьют они, а кроят. Шьют портные, швейки». Ударники «Серпа и молота», едущие в Берлин, спрашивают немецкого коммуниста Флака о том, что они увидят в Берлине.
«Всякое увидите» – замечает Флак. Горький, чувствуя авторскую фальшь, делает пометку:
«Очень плохо он отвечает».
Гонясь за вычурностью, Знаменский манерничает:
«Потом они рассказывали, эти счастливейшие горняки, о пионерах».
Горький исправляет: «Потом горняки рассказывали о пионерах».
«Искристые речи» – пишет Знаменский. «Жаркие речи» – поправляет Горький. У Знаменского «заполошились», Горький уточняет: «всполошились».
Знаменский размазывает: «Сальский таял перед телефонной трубкой, заверения и обещания не сходили с его уст».
Горьковский карандаш перекроил фразу: «Сальский таял перед телефонной трубкой, не скупясь на заверения».
Впадая в многословие, Знаменский не замечает повторений, а Горький осуждающе подчеркивает повторы: «Ничего не случилось. Впрочем случилось. И случалось, чего так долго ожидал он».
Подчеркиванием Горький обращает внимание автора на то, что в двух строках три раза слово «случилось» употреблять не следует. Укоризненно подчеркнута и такая неуклюжая фраза: «В вечерние заморозки нехотя гасла заря».
Знаменский пишет витиевато и размашисто: «Мишу знают комсомольцы всего завода, этого заядлого планериста « стенгазетчика, где он только не успевает».
Горький делает фразу простой, четкой и доходчивой:
«Мишу, планериста и стенгазетчика, знают комсомольцы всего завода».
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.
Шесть десятилетий в нестареющей комсомольской шеренге журнал ЦК ВЛКСМ «Смена»
Победитель конкурса «Смены» 1924 года на лучший планер, Генеральный конструктор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик, Олег Константинович Антонов интервью специальному корреспонденту «Смены» Леониду Плешакову