Такая же операции проделана Горьким в другом месте. У Знаменского было сумбурно:
«Рыжий-то обогнал всех, вчера заявление-то который дал».
Горький предлагает такую редакцию: «Рыжий-то, который вчера заявление подал, обогнал всех».
Как видим, те же слова, поставленные в лучшем, чем у Знаменского, порядке, производят совсем другое впечатление.
Горький очень чуток к фальшивой передаче разговорного языка.
У Знаменского один герой говорит: «Пожалуйста тебе и первая десятиминутка, Абрамов».
Горький решительно зачеркивает слово «пожалуйста» и ставит слово «вот» («Вот тебе»... и т. Д.). Получается живая, разговорная фраза.
О пассажирах экспресса Знаменский сообщает: «сон их был тревожный». Горький подчеркивает слово «их» и удивленно опрашивает: «всех?»
Знаменский утверждает, что сон «тревожен в дороге всегда»; Горький снова протестует против немотивированного обобщения: «Разве всегда?» У Знаменского написано:
«Казалось, что гребенка темнозеленого леса медленно следует по направлению с экспрессом». Горький приводит фразу в порядок: «Казалось, что гребенка темнозеленого леса плывет по одному направлению с экспрессом».
Неточное выражение «Шея, привыкшая к вольной распашке» Горьким многозначительно подчеркивается.
Автор, плохо представляя обстановку, сообщает, что «акции аахенских королей на мгновение поднялись»... потому что «Флак купил... несколько станков». Против этого наивного места стоит жирный знак вопроса, сделанный карандашом Горького.
Наивности, допущенные автором в описании Аахена, которого автор не видел. Горьким также подчеркнуты.
Мастер слова, Горький обращает внимание и на инструментовку фразы.
«Заехал за запиской», фраза эта, имеющая трижды повторенное «за», подчеркнута Горьким, как нуждающаяся в переоборудовании. Это же имел в виду Горькой, когда подчеркивал такой слово-стык: «собрались сборщики».
Очень много внимания Горький уделал сокращению фраз в перестановкам слов в фразах. Приведем примеры:
За Шмаком следует Флак.
Очень был похож коммунист на тех парней...
И вот он, Флак, коммунист, игольщик, окончивший университет, вот он тоже приехал в советскую республику. Он приехал и он будет вместе с ударниками и пионерами, колхозниками, профессорами – строить социализм.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
Победитель конкурса «Смены» 1924 года на лучший планер, Генеральный конструктор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик, Олег Константинович Антонов интервью специальному корреспонденту «Смены» Леониду Плешакову