Горький консультирует комсомольца Знаменского
Комсомолец Подольского механического завода М. Знаменский, автор двух небольших книжек, написал очерк об (игольном цехе, в котором посильно зарисовал коммуниста-инженера Флака и комсомольцев.
Вместе с другими произведениями молодых авторов очерк Знаменского «Аахен под Москвой» был передав аа просмотр Алексею Максимовичу Горькому.
Горький дал о каждой вещи свое заключение, а самые рукописи испещрил своими пометками. По очерку Знаменского горьковский красный карандаш прошелся больше, чем по другим рукописям.
Так комсомолец Знаменский получил консультацию Алексея Максимовича Горького.
«Никогда еще, – говорят М. Горький, – искусство слова не служило так усердно я так. успешно делу познания жизни. Это особенно видно на очерке. Широкий поток очерков – явление, какого еще не было в нашей литературе. Некогда и нигде важнейшее дело познания своей страны не развивалось так быстро я в такой удачной форме, как это совершается у нас «Очеркисты» рассказывают многомиллионному читателю обо всем, что создается его анергией аа всем огромном пространстве Союза советов, на всех точках приложения энергии рабочего класса».
Исходя из этих положений, Алексей Максимович и рассмотрел очерк Знаменского.
Вкратце содержание очерка сводилось к следующему: Флак, немецкий инженер-коммунист, едет в немецкий город Аахен, мировой центр игольной промышленности. В поезде Флак разговаривает с рабочими «Серпа и молота», тоже едущими в Германию. Затем дается история возникновения игольной промышленности в СССР, под Москвой, в Подольске. При организации игольного дела цехом руководил старый беспартийный кадровик Шматков, я дело не клеилось. Только с приходом Флака, который оперся на комсомольскую ячейку, дело пошло в гору.
Горький дал суровую оценку очерку: «Автор многословен, но говоря – многого не договаривает существенного. Его стремление к «изобразительности» выражается нагромождением необдуманных слов. А язык он знает плохо, газетно. Материал расположен неправильно. Надо начать с приезда на завод, а не с командировки в Аахен. Вообще эта поездка лишняя, об этом городе и его уголках можно рассказать на одной странице. Очерк утомительно длинен. Его нужно сократить наполовину. Флак, несмотря на многословие автора, – тусклая фигура».
Уже одна эта характеристика содержит в себе конкретные указания автору: где, что и как надо переделать а очерке. Однако Горький не ограничился этим.
На рукописи Знаменского сделано очень много практических замечаний. Приведем наиболее характерные из них. Забыв о читателе, Знаменский употребляет целый ряд малоизвестных технических терминов без всяких объяснений:
«Родились новые специалисты – вдевальщицы, рихтовщицы» – сообщает Знаменский, а Горький на полях очерка просят: «Объясните термин». У Знаменского: «Утомленный Шматков бежит к редуцирным станкам», а Горький снова требует от имени читателей: «Объясните».
Знаменский в третий раз начинает говорить о себестоимости игл, а Горький, внимательнейший читатель, лаконично замечает: «Повторено».
Терпеливо прочтя без малого две страницы рассуждений о браке и станках. Горький делает пометку: «Многословно я скучно пишет».
Гонясь за изобразительностью. Знаменский часто вносит в очерк излишние подробности.
Так, например, очеркист сообщает, что книга, читаемая секретарем, есть сочинение Шиллера. Против этого места Горький пишет:
«К чему это? Для оживления? Не оживляет».
У Знаменского сказано:
«Он сидел на стуле перед своим станком, а по бокам его были две недавние пионерки – казалось, что по обеим сторонам комода стоят туфли – левый и правый».
Горький замечает: «Чересчур хвачено!»
Горький кропотливо работает над отдельными местами, которые кажутся ему исправимыми.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Шесть десятилетий в нестареющей комсомольской шеренге журнал ЦК ВЛКСМ «Смена»
Победитель конкурса «Смены» 1924 года на лучший планер, Генеральный конструктор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик, Олег Константинович Антонов интервью специальному корреспонденту «Смены» Леониду Плешакову
Рассказ