Счастливыми не рождаются

Леонид Жуховицкий| опубликовано в номере №1307, ноябрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Среди писем, валом поваливших в редакцию, было множество однотипного содержания: молодые люди разных лет и профессий предлагали девушке руку и сердце. За одного из этих молодых людей, если не ошибаюсь, демобилизованного солдата, девушка вышла замуж. Спустя несколько лет газета сообщила: живут в мире и согласии, растят двоих детей.

А все-таки что это было – столько предложений незнакомому человеку? Сочувствие? Жажда прикоснуться к подвигу? Может, и это. Но не только.

Мне кажется, произошло вот что: сотни людей щедрой и сильной души увидели точку для приложения этой своей щедрой силы. Сделать счастливым человека, четырежды достойного счастья, исправить жестокую несправедливость судьбы – на это не жалко потратить жизнь...

При внешней своей непрактичности в некоторых вопросах ТиВи человек пробивной, запасливый и цепкий. Услыхала на конференции выступление директора Загорского детского дома и моментально завязала знакомство – теперь Загорск прочно утвердился в ежегодных маршрутах «ЭТО». Сейчас прощупываются детдома в Ростове и рядом. Не только коллективы, но и отдельные личности, нуждающиеся в помощи, немедленно берутся на заметку.

Душам подростков из «ЭТО» безработица не грозит.

Тут стоит отметить один парадокс. Если ты делишься хлебом, у тебя хлеба убывает. Если делишься радостью – ее прибывает. Когда человек помогает человеку, счастливей становятся оба.

Эгоисты, спешите делать добро – это выгодно!

Сегодня множество молодых людей внутренне готово на самопожертвование, на нравственный подвиг. Но одной готовности мало – надо еще найти, к чему себя приложить.

Именно поэтому так важна предприимчивость ТиВи: на бескорыстную самоотверженность ребят из клуба всегда есть спрос.

* * *

Я уже упоминал, что Аня – друг и идейный противник ТиВи – относится к ее педагогической практике достаточно критически. Главная претензия, как я понял, та, что у ТиВи нет серьезной методики, поэтому ее опыт трудно использовать в другом коллективе.

В педагогические споры мне лучше не влезать. И не буду. Но вот что меня не раз поражало: талантливые педагоги добиваются прекрасных результатов, применяя методы не только разные, но порой и противоречащие друг другу.

Ну, можно ли представить себе, чтобы Януш Корчак ударил воспитанника, как Макаренко? Или чтобы Антон Семенович, как Корчак, за сто проступков установил одно наказание – простить? Как только не воспитывали нас выдающиеся учителя! И на жесткой правде, и на доброй сказке, и на полном бескорыстии, и на трезвом, деловом отношении к рублю, и на строгой дисциплине, и на почти неограниченной свободе...

Полная анархия методик! А эффект великолепный. В чем же тут дело?

Мне кажется, что в деле воспитания система при всем ее бесспорном значении играет лишь вспомогательную роль. Большой педагог выбирает приемы и принципы работы не объективно лучшие – кстати, не уверен, что такие существуют, – а наиболее удобные для себя. А воспитывает прежде всего личность. Прямое влияние крупной личности высвобождает в подростках – да и во взрослых, естественно, – массу дремлющих сил. Причем пути развития воспитуемого тоже очень различны – от прямого подражания наставнику до решительного отталкивания. Но масштаб действия – это главное! – сплошь и рядом определяется масштабом личности учителя.

Писарев и Маяковский были учениками Пушкина не в меньшей степени, чем Тютчев или Фет...

Чтобы успешно применять необычную и, на Анин взгляд, несобранную методику ТиВи, нужно обладать ее эрудицией, ее женственностью, ее наивностью и, может быть, даже ее внутренней недисциплинированностью, которая позволяет ей легко отказываться от намеченного вчера во имя увиденного сегодня. ТиВи педагог-импровизатор, ее методика – праздник внезапно возникающих решений.

* * *

На мой взгляд, в сфере счастья тоже действуют законы поэзии. И здесь одни живут по вдохновению, другие уповают на умелость. И здесь, пока Моцарт наполняет душу, Сальери набивает руку.

К сожалению, очень часто, обучая жизни растущего человека, мы в первую очередь заботимся о знаниях, а не о фантазии, о правилах, а не о чутье, о дисциплине, а не об инициативе – словом, воспитываем и тренируем именно юных Сальери, надеясь, что при наличии данных парочка Моцартов как-нибудь выбьется потом сама. «Пульсирующая» педагогика ТиВи, пожалуй, решает иную задачу: она будит в подростке Моцарта, исходя из того, что яркая, открытая миру личность даже в сложных обстоятельствах сумеет реализовать себя.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Младший в рабочей династии

Размышления о роли общества и семьи в профессиональном становлении молодежи