– Мне не нравится, – говорит Миша, – выражение: «Не мечите бисер перед свиньями». Нельзя к людям относиться как к свиньям. Перед любым человеком, даже самым плохим, не жалко метать бисер. Ну мало ли что бывает! Каждый может стать лучше.
Я слушаю, киваю, вскидываю брови – реагирую. А между делом, ленивенько так, пробросом задаю самый главный в нашем разговоре вопрос:
– Прямо с первого курса ребята понравились? Что ответит? В чем причина? Гены или наука? Парень машет рукой:
– Ну что вы! Тогда мне группа вообще не понравилась. Почти полгода ни с кем из ребят не мог сойтись. Я их не воспринимал как людей, ну, и они мне тем же отвечали. Я тогда только начал ходить в клуб...
Нет, не гены – наука. Трудно формулируемая и глубокая педагогика клуба «ЭТО».
Мы с Мишей пьем чай. Едим мороженое – по этой части, как выяснилось, оба большие мастера. Продолжаем разговор. Да, теперь просто разговор – не допрос. Допрашивать больше незачем, все ясно.
Вот он сидит напротив меня – невысокий коренастый паренек, вежливый, улыбчивый, мягкий. Ну такой, кажется, беззащитный в суровой действительности!
А я думаю: как же здорово, как блистательно он вооружен против всех темных и серых сторон жизни! Он, как линейный крейсер, оснащен точнейшими радарами понимания людей, он во все стороны ощетинился бронебойными пушками добра...
Поздно. Прощаемся. За окном снег валит на фонари. А Миша надевает свою легонькую осеннюю курточку.
– Не замерзнешь?
– Нет, – говорит, – привык.
– Прости, столько времени тебя эксплуатировал.
– Ничего.
– Будет настроение – приходи, мне с тобой интересно.
– С удовольствием, – отвечает. И произносит поразительную фразу: – Я вообще считаю, что один из лучших способов учебы – пойти в рабство к интересному человеку.
Уже открыв дверь лифта, добавляет:
– Я бы хотел пойти в рабство к возможно большему числу людей.
Дверь закрылась. Лифт пошел вниз. Удивительный мальчик!
Не люблю и плохо умею писать о реальных людях. Вот и сейчас боюсь: не получится ли у меня из ТиВи мудрый и безгрешный педагог, без конца изрекающий поучительные истины? Если бы я писал повесть, мог, как в старину, назвать героиню Н, Н., я бы с удовольствием изобразил ее крайнюю безалаберность, живую, захлебывающуюся речь, в которой забавнейшим образом перемешан жаргон современных социологов и современных семиклассников, кошмарную привычку все терять, от адресов до портфелей, оголтелое прожектерство, которое загадочным образом процентов на тридцать все же воплощается в жизнь, до анекдота доходящую пристрастность взгляда на друзей: ни одного хорошего человека, только великолепные... Да мало ли что можно было бы написать про безропотную Н. Н.!
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Размышления о роли общества и семьи в профессиональном становлении молодежи