Счастливыми не рождаются

Леонид Жуховицкий| опубликовано в номере №1307, ноябрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Мне не нравится, – говорит Миша, – выражение: «Не мечите бисер перед свиньями». Нельзя к людям относиться как к свиньям. Перед любым человеком, даже самым плохим, не жалко метать бисер. Ну мало ли что бывает! Каждый может стать лучше.

Я слушаю, киваю, вскидываю брови – реагирую. А между делом, ленивенько так, пробросом задаю самый главный в нашем разговоре вопрос:

– Прямо с первого курса ребята понравились? Что ответит? В чем причина? Гены или наука? Парень машет рукой:

– Ну что вы! Тогда мне группа вообще не понравилась. Почти полгода ни с кем из ребят не мог сойтись. Я их не воспринимал как людей, ну, и они мне тем же отвечали. Я тогда только начал ходить в клуб...

Нет, не гены – наука. Трудно формулируемая и глубокая педагогика клуба «ЭТО».

Мы с Мишей пьем чай. Едим мороженое – по этой части, как выяснилось, оба большие мастера. Продолжаем разговор. Да, теперь просто разговор – не допрос. Допрашивать больше незачем, все ясно.

Вот он сидит напротив меня – невысокий коренастый паренек, вежливый, улыбчивый, мягкий. Ну такой, кажется, беззащитный в суровой действительности!

А я думаю: как же здорово, как блистательно он вооружен против всех темных и серых сторон жизни! Он, как линейный крейсер, оснащен точнейшими радарами понимания людей, он во все стороны ощетинился бронебойными пушками добра...

Поздно. Прощаемся. За окном снег валит на фонари. А Миша надевает свою легонькую осеннюю курточку.

– Не замерзнешь?

– Нет, – говорит, – привык.

– Прости, столько времени тебя эксплуатировал.

– Ничего.

– Будет настроение – приходи, мне с тобой интересно.

– С удовольствием, – отвечает. И произносит поразительную фразу: – Я вообще считаю, что один из лучших способов учебы – пойти в рабство к интересному человеку.

Уже открыв дверь лифта, добавляет:

– Я бы хотел пойти в рабство к возможно большему числу людей.

Дверь закрылась. Лифт пошел вниз. Удивительный мальчик!

Наброски к портрету

Не люблю и плохо умею писать о реальных людях. Вот и сейчас боюсь: не получится ли у меня из ТиВи мудрый и безгрешный педагог, без конца изрекающий поучительные истины? Если бы я писал повесть, мог, как в старину, назвать героиню Н, Н., я бы с удовольствием изобразил ее крайнюю безалаберность, живую, захлебывающуюся речь, в которой забавнейшим образом перемешан жаргон современных социологов и современных семиклассников, кошмарную привычку все терять, от адресов до портфелей, оголтелое прожектерство, которое загадочным образом процентов на тридцать все же воплощается в жизнь, до анекдота доходящую пристрастность взгляда на друзей: ни одного хорошего человека, только великолепные... Да мало ли что можно было бы написать про безропотную Н. Н.!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о  трагической судьбе  Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны,  о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой  «Плакальщица» и  многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Младший в рабочей династии

Размышления о роли общества и семьи в профессиональном становлении молодежи