Пожимаю плечами – ее требования к коллективу кажутся мне слишком утопичными. Производительность труда – это понятно. Ну, доброжелательность, справедливость, взаимовыручка. Но счастье?
ТиВи спорит своеобразно – не споря. Почти никогда она не пытается опровергнуть точку зрения собеседника – просто новыми аргументами укрепляет свою. Полемика с ней не рождает даже маленькой обиды: если она побеждает, то не ценой твоего поражения.
Вот и сейчас ТиВи начинает рассказывать о педагогическом эксперименте в одной из московских школ.
Там есть первый класс, где ребятам не ставят отметок. Мало того – если кто-нибудь не выучил урок, учитель не стыдит виноватого, а дружелюбно обращается к классу: «Ребята, давайте-ка поможем Машеньке. Кто хочет?»
И тянутся вверх руки.
Впрочем, они и тянутся необычно. Нашел ответ – молодец. Теперь объясни соседу по парте, а уж потом сцепись с ним передними лапками и эту сдвоенную руку, символ дружбы, поднимай к потолку.
Во втором классе этим ребятам уже ставят отметки, как и всем остальным. Но любопытно: эти экспериментальные школьники учатся значительно лучше обычных. Целый учебный год, помимо программы, уходит на то, чтобы первоклашки чувствовали себя в школе свободно и радостно. Зато потом счастье, скопленное за год, работает в юных головах, как река в турбинах.
* * *
Кстати, о спорах.
Я всегда считал – и считаю – диспуты делом полезным. В спорах рождается истина, укрепляется логика, развивается речь...
ТиВи относится к диспутам крайне сдержанно. Ее аргументация приблизительно такова. Во время диспута большинство думает не об истине, а о том, чтобы получше показать себя. В публичной полемике главное – победить. Все победить не могут, поэтому у кого-то настроение неминуемо портится.
– Как-то мы устроили диспут, – рассказывает она, – и записали его на магнитофон. А на следующий день прокрутили пленку. Ребята сидели подавленные. Впечатление было такое, что во время диспута никто никого не слушал, вернее, каждый слушал только себя...
Обе точки зрения – ТиВи и мою – излагаю без комментариев: не для диспута, а для спокойного размышления.
* * *
Я не люблю дни рождения. Особенно свои, но и чужие тоже. Никакого принципа в этом, разумеется, нет – просто возникает уйма нудных житейских проблем. Ну, хотя бы подарок.
ТиВи со мной решительно не согласна. Дни рождения прекрасны и очень важны. Подарки тоже важны. Почему? Потому что они говорят человеку о его неповторимости.
Вот так она утверждает, а я не верю. Декларировать нетрудно, а дать конкретный пример...
Ну вот, рассказывает ТиВи, была у них девочка. давно мечтавшая о велосипеде. Идея купить в складчину сразу отпала: ведь купленные велосипеды – близнецы. По сути, это почти то же самое, что подарить сорок восемь рублей девяносто две копейки. В конце концов, повозившись, собрали машину из разного старья, смазали, обкатали и покрасили в белую краску. А поскольку этот велосипед и по конструкции и по масти оказался уникальным, ему дали, как живому существу, собственное имя: на белой раме красным написали «Цаца».
В положенный день пришли поздравить новорожденную, а потом говорят:
– Там под окном какая-то железка валяется. Чья, ребята? Ничья? Тогда иди, бери – будет твоя...
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Размышления о роли общества и семьи в профессиональном становлении молодежи