Это я и сам вижу. На ребятах из клуба лежит ясный отпечаток сразу и мягкой и твердой личности ТиВи.
Однако, опираясь на авторитет личности, она практически не использует авторитет должности. В этой связи думаю: правильно ТиВи поставила себя с ребятами или неправильно?
Но сам вопрос выходит убогим – он для иной ситуации и, главное, для других людей. И вообще не уверен, что она правомерна – эта столь часто возникающая в жизни проблема.
Новый учитель в классе, новый начальник в учреждении, новый работник в коллективе с первого дня начинают себя ставить. Двое поженились – и с первого дня занимаются тем же самым с помощью скандалов, предметных уроков, надутых губ и прочих нервотрепных фокусов.
А зачем это нужно – себя ставить? Очевидно, чтобы стоять. На престижном месте.
Но ведь проблема не только дурацкая – она унизительная. Приходим к ученикам, к подчиненным, к любимому человеку – и начинаем выклянчивать или выскандаливать уважение. Пустое занятие!
Подлинное уважение – это результат наших дел, нашей профессиональной и общей культуры, нашей способности к общению и сопереживанию, доброты, чувства юмора и прочих качеств, которые проявляются в течение месяцев, а порой и лет.
Мы же сплошь и рядом требуем, чтобы уважение нам выдали авансом. Не потому ли иногда то, что нам кажется авторитетом, при ближайшем рассмотрении оказывается всего лишь холодноватым отчуждением?
Поневоле вспоминается насмешливый и точный ребячий укор: «Чего ты из себя ставишь-то?»
* * *
ТиВи готова часами рассказывать про Апраушева, директора Загорского детдома для слепоглухонемых. Вот одна из историй.
Чтобы ребятам жилось повеселее. Апраушев завел животных: дворнягу, цесарок, овцу Катю и потрепанного жизнью гончего пса. Четвероногие и крылатые привыкли к своим нестандартным хозяевам и даже научились реагировать на свист: окликать их по-иному ребятам трудно. В общем, еще один солнечный зайчик в жизни.
Рядом с детдомом, за глухим забором – обычная школа. Тамошние мальчишки, то ли из зависти, то ли по глупости, забираются на забор и швыряют в животных камни. Самоутверждаются.
Апраушев пошел к соседнему директору, рассказал об этом и выдвинул конструктивную идею: давайте вместо глухого забора сделаем прозрачную сетку, да еще и с калиткой – пусть животные будут общими.
Директор слушал Апраушева, краснел и бормотал, что мальчишек надо воспитывать и меры он, конечно, примет.
Апраушев вернулся к себе. Вскоре услышал стук молотков. Изумился и обрадовался: часа не прошло, а уже калитку делают! Поспешил во двор посмотреть и помочь.
Происходило вот что. Соседний директор принимал меры: вместе с завхозом приколачивал поверх забора колючую проволоку.
* * *
Дети у Апраушева разговаривают, в общем, внятно: во МХАТ, конечно, с такой дикцией не возьмут, но в ином экспериментальном театре говорят, право же, немногим лучше.
Я спросил у ТиВи: как же удается научить нормальной устной речи слепоглухонемых?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказы
Размышления о роли общества и семьи в профессиональном становлении молодежи