Первый летчик-космонавт ГДР Зигмунд Йен перед полетом в космос захватил с собой в подарок В. Коваленку и А. Иванченкову на космическую станцию по экземпляру миниатюрного издания книги «ГДР». Строгие ученые, которые тщательно следят за весом космических посылок, ничего не имели против, потому что книги весили всего по 15 граммов...
О миниатюрной книге порой пишут как о чем-то забавном, под рубриками типа «Курьер курьезов», мол, самая маленькая книга вышла в Японии, ее высота всего 1,4 миллиметра, в ней на двадцати страницах отпечатан текст детских песен, а обложка сделана из натуральной кожи. Остается только разводить руками: чего только на свете не бывает, чем только люди не занимаются!
Кстати сказать, содержание миниатюрной книги, которую пока принято считать первой изданной в России (вышла она в 1788 году), вполне соответствовало такому представлению, она называлась «Искусство быть забавным в беседах», и опубликованы в ней описания различных фокусов.
Но уже больше ста лет назад один человек отнесся к миниатюрным книгам совершенно иначе и предрек им большое будущее. Он писал с сожалением: «У нас еще не было попыток издавать книги, как у иностранцев, так, чтобы они могли составлять дорожную библиотеку и, занимая небольшой шкап, представляли бы все, что есть лучшего оригинального или переводного по части изящной литературы». Звали этого человека Виссарион Григорьевич Белинский.
Шли годы, миниатюрные книги издавались одна за другой, но радовали главным образом лишь собирателей, коллекционеров. Первыми массовыми ценителями стали в годы Великой Отечественной бойцы Ленинградского фронта. Для них специально выпускались книги, которые легко могли уместиться в кармане гимнастерки. Кончилась война, слишком много было других забот, и миниатюрная книжка подзабылась. И так до шестидесятых годов. Именно тогда о ней вспомнили. И как вспомнили!
Это было время так называемого информационного взрыва, когда перед учеными и библиотекарями встал вопрос: как и где хранить издания, объем которых превысил все мыслимые и немыслимые масштабы. Человеческая мудрость, которая, как известно, находит воплощение в книгах, не имела ответа на вопрос: как и где этот гигантский объем книг хранить? Книги выходили и выходили, и нависла реальная перспектива, что Москва просто станет филиалом Библиотеки имени Ленина. Лондон – лондонской и так далее. Множились и личные собрания: на смену скромным этажеркам пришли массивные полки и стеллажи.
Ученые публиковали статьи, где аргументированно доказывали, что единственный выход из создавшегося положения – издание книг в миниатюрном исполнении. Они приводили очень убедительные цифры: объем большого книгохранилища, вмещающего до 10 миллионов библиотечных единиц, с 30 тысяч кубических метров уменьшился бы до размеров одной небольшой комнаты. Что и говорить – соблазнительно иметь целое книгохранилище в соседней комнате.
Теперь чуть ли не каждый директор издательства – неважно, центрального или местного, – закончив разговор о стотысячных или даже миллионных тиражах издаваемых им книг, откроет сейф и покажет (словно между прочим) миниатюрное издание, выпущенное скромным тиражом. Покажет-то, конечно, между прочим, но при этом будет внимательно следить, какое впечатление оно на вас произвело, в достаточной ли мере вы поражены и восхищены.
И такого директора издательства вполне можно понять: открыв, подержав в руках такую книгу, любой сможет по достоинству оценить возможности и умелость издателей, их владение поистине филигранной техникой печати.
Миниатюрные издания выпускают почти все издательства страны, но лишь в одном из них – московском издательстве «Книга» – создана специальная редакция миниатюрных и факсимильных изданий. Тиражи выпускаемых книг невелики – три – пять тысяч экземпляров. Но обратите внимание на названия: «Полтава» А. Пушкина, «Холстомер» Л. Толстого, «Кентерберийские рассказы» Д. Чосера... Это издания, которые книготорговые работники называют «литературой повышенного спроса». И книги эти не надо читать через лупу – они набраны обычным шрифтом, таким же, как и эта корреспонденция. Хотя для миниатюрных книг используют и «перль», и «диамант», и самый мелкий шрифт, которому и название не придумали. Он был изготовлен в 1959 году в Швейцарии, и им набрана листовка со стихотворением, посвященным Иоганну Гутенбергу.
Издания, выпускаемые «Книгой», не просто образцы издательского и полиграфического искусства, они предназначены для домашних библиотек, как говорится, «выполняют рабочие функции». Можно возразить: а не слишком ли малы их тиражи – ведь их не хватит даже для членов Московского клуба любителей миниатюрных книг, а ведь такие клубы есть и в Ленинграде, и в Киеве, и в других городах... Да, и тиражи невелики, и раскупаются книги в основном собирателями. Тем не менее многие книголюбы продолжают считать, что «звездный час» миниатюрных книг по-прежнему впереди, что наступит пора, когда они станут не только сувениром, прекрасным подарком к дню рождения, а обычным, даже традиционным «инструментом чтения», самой обычной книгой на нашей полке, в нашем портфеле, на нашем столе...
Некоторые скажут, миниатюрные книги читать трудно, глаза сломаешь. Но лупа не портит зрения и может стать таким же привычным инструментом, как очки. Зато сколько шедевров можно уместить на обычной книжной полке!
Конечно, с этим можно спорить, можно и соглашаться, аргументов и в том и в другом случае наберется множество. Например, если положить рядом обычную современную книгу и «Апостол» Ивана Федорова, то сегодняшняя книга покажется напечатанной уж таким мелким шрифтом... Но не будем торопиться с выводами. Их сделает за нас время.
А пока члены обществ любителей миниатюрных книг ведут скрупулезный учет: сколько мини-книг выпущено в мире и у нас в стране, – пытаются восстановить их историю. Например, выяснили, что в трудах древнеримского естествоиспытателя Плиния Старшего есть упоминание о микроскопическом списке «Илиады» Гомера...
Еще и в терминологии нет единства, употребляются понятия «микроскопические издания», «микробиблон», «книги-колибри» «книги-карлики» и даже «книги-лилипуты».
Очевидно одно – издаются такие книги все чаще и все большими тиражами. И мгновенно раскупаются – значит, они очень нужны.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
С композитором Алексеем Мажуковым беседует специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешаков