Размышления о роли общества и семьи в профессиональном становлении молодежи
Интересная судьба у некоторых слов. Столетиями служат они верой и правдой людям, обозначая какие-то вполне определенные явления, предметы. Но вот приходит другое время, и старые слова приобретают новый смысл, новое содержание. Слово «династия» перешло в русский язык из греческого и первоначально по определению В. И. Даля означало «род, дом, говоря о государстве, поколение, из которого вышло несколько последовательно царствовавших лиц».
Социалистический образ жизни положил конец подобным династиям. В нашей стране династийность предполагает унаследование сыновьями, внуками профессий, профессиональных и производственных навыков, традиций, сохраненных и приумноженных их отцами, дедами, прадедами. В таких семьях наследуются не только трудовые и профессиональные качества, но и передается любовь и приверженность к определенному предприятию, производственному коллективу. Таким образом, труд, сфера труда являются своеобразным стержнем, вокруг которого формируется и развивается семья-династия.
Есть особый набор трудовых или профессиональных признаков, факторов, которые выделяют ту или иную семью из общего ряда в особый ряд семей-династий. Таких факторов можно выделить три.
Есть семьи, в которых из поколения в поколение передается принадлежность к тому или иному классу, слою общества. Скажем, в этой семье дед был рабочим. Его сын тоже стал рабочим (может, даже по другой профессии). С рабочим классом связал свою трудовую судьбу и внук. Аналогичную преемственность мы можем наблюдать в семьях колхозного крестьянства, в семьях социалистической интеллигенции.
Отличительная черта других семей – сохранение из поколения в поколение семейной традиционной профессии: дед – кузнец, отец – кузнец, сын – кузнец.
Сегодня, пожалуй, наибольший общественный резонанс получили семьи-династии, выделяемые по третьему фактору – фактору традиционной приверженности к конкретному предприятию, конкретному трудовому коллективу. О масштабе семьи-династии, ее своеобразной трудовой «мощности» в этом случае судят по числу совместно работающих на заводе, фабрике или в колхозе родственников, по числу совместных лет труда, отданных коллективу. Десятки, сотни семей-династий насчитывают многие предприятия, трудовые коллективы страны. Среди таких семей-династий есть уникальные. На Обуховском ковровом комбинате трудятся около пятидесяти Горшковых, связанных родственными узами. Их общий стаж трудовой деятельности на комбинате около 600 лет. В династии горняков Быковых из города Кушвы (Свердловская область) насчитывается около 200 человек. Общий фамильный стаж – 650 трудовых лет. Сорока представителями династии Марьянченко с киевского завода «Арсенал» в общую трудовую книжку семьи вписано свыше 700 лет.
Разные подходы, разные критерии, разные династии. Но есть одно общее в формировании социалистических трудовых династий. Семья, родственники своим влиянием, активным участием дают определенное направление трудовому старту детей, младших членов семьи. Помогают выбрать сферу трудовой деятельности, профессию, место приложения труда.
Но возникает вопрос: почему в одних семьях, у одних родителей дети, внуки в трудовой деятельности идут уже «протоптанными» отцами, дедами тропами? А в других младшие пытаются проложить свою тропу в жизни?
А вообще какой вариант лучше, первый или второй?
Вопросы эти далеко не простые. С позиции какой-то одной конкретной семьи, основываясь на опыте какого-то одного конкретного человека, очевидно, можно попытаться объяснить слабые и сильные стороны семейного влияния, ответить однозначно на поставленные вопросы. Но как рассмотреть за единичными фактами, примерами, ситуациями общие черты, общие закономерности преемственности молодежью трудового опыта старших поколений? Путь здесь один: анализ жизненных судеб большого числа семей.
Начиная с 1975 года в Институте экономики Уральского научного центра АН СССР был проведен целый ряд исследований по рабочим семьям-династиям, профессиональной ориентации молодежи, отношениям родителей и детей. Полученные результаты дают возможность ответить в какой-то мере на поставленные выше вопросы.
Современные понятия «профессия», «специальность» в прошлые времена обозначались словами «промысел», «ремесло». История семьи насчитывает несколько тысяч лет. Не менее родовита и история ремесел.
С появлением фамилий по профессии зачастую именовали всю семью, отличали ее от сотен других семей, занимавшихся другими ремеслами. Именно благодаря этому у нас в стране широкое распространение получили фамилии Кузнецовых, Плотниковых, Столяровых, Токаревых, Коноваловых, Шаповаловых, Пивоваровых, Рыбаковых и т.д. Здесь же необходимо подчеркнуть, что вместе с профессиональным мастерством от отцов к сыновьям автоматически передавались и такие нравственные ценности, как любовь и уважение к труду, к старшим, честность, скромность, добропорядочность и т.д.
Социализм провозгласил и на деле осуществляет (в отличие от капитализма) принципы всеобщего обеспечения трудом, свободы выбора профессии.
За годы социалистических преобразований дальнейшее небывалое по масштабам развитие получило общественное производство. Каковы сегодня возможности семьи передавать детям профессиональный опыт? Довольно невелики. Производственный труд родителей осуществляется вне семьи (здесь мы прежде всего подразумеваем родителей-рабочих). Там, на заводе, на фабрике – станки, машины; там из сырья делается готовая продукция. Производственный режим, техника безопасности не позволяют детям «вертеться» около работающих отцов и матерей, помогать им, пытаться перенять профессиональные навыки старших. И все-таки возможность такой преемственности имеется. Отец – шофер или тракторист нередко сажает сына рядом со своим рабочим местом, дает ему «порулить», «копается» с ним в моторе. Мать-швея на домашней машине обучает дочь портняжному искусству. И нередко эти «домашние профессиональные университеты» определяют дальнейшую трудовую биографию молодых.
Но чаще родители не являются учителями по профессии для своих детей. Заботу о профессиональном обучении молодых взяло на себя общество.
В наше время профессиональные знания, опыт, навыки не являются частной собственностью работника, семьи, предприятия. Они – общенародная собственность. Специальность молодому человеку сегодня дается бесплатно. Ее можно получить как в профессионально-техническом училище, так и методом ученичества на предприятии. У рабочего, мастера, обучающих молодого работника профессии, нет сегодня оснований «придерживать опыт», «удлинять сроки ученичества», «не давать ходу молодым»: В этом и состоит одно из преимуществ социалистического общественного производства перед капиталистическим, частнособственническим.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Со старшим научным сотрудником Ленинградского музея истории религии и атеизма, кандидатом искусствоведения Яковом Шурыгиным беседует наш специальный корреспондент Василий Кондратьев
Рассказы