«Игла ремикс»: фильм поколений

Дима Мишенин| опубликовано в номере №1740, октябрь 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рашид Нугманов выпускает продолжение культового кино. В главной роли – Виктор Цой

По прошествии двух десятков лет его могила утопает в цветах, а фанаты портят стены домов утверждениями «Цой жив!». В следующем году исполнится 20 лет со дня гибели самой известной советской рок-иконы, лидера группы «Кино», Виктора Цоя.

Для миллионов людей он оживет на экране вновь – так решили создатели фильма «Иглы ремикс», новой версии культовой ленты, в которой Цой исполнил роль Моро – борца с наркотиками и наркоманами. Арт-директор ленты Дима Мишенин встретился с режиссером Рашидом Нугмановым, что-бы приоткрыть завесу тайны над тем, что зрители увидят на экранах страны в будущем году.

– Рашид, на данный момент ты – пионер киноремикса. Сформулируй законы, по которым он делается.

– Двадцать лет я покупал пиратские выпуски «Иглы» с ужасным качеством изображения и звука. И все эти годы терпеливо ждал, когда же, наконец, «Игла» выйдет в достойном виде. Наконец, ждать надоело, и я взялся за дело сам. В ходе реставрации возникла идея выпустить фильм не только на DVD и Blu-ray, но и в кинотеатрах: ведь выросло новое поколение поклонников Виктора Цоя, которое никогда не видело «Иглу» на широком экране.

А следом пришло неизбежное понимание: не имеет смысла выпускать в прокат фильм-реликт. Нужна новая живая «Игла XXI века» для нового поколения. Однако я никогда не смог бы заменить Виктора Цоя дублером, поэтому форма римейка – то есть пересъемок фильма с новыми актерами, предложенная мне американцами еще при жизни Виктора в 1989 году, – была для меня неприемлема. Традиционная «расширенная версия» со сценами, не вошедшими в оригинальный фильм, также была невозможна по причине, что все материалы были уничтожены. И тут меня осенило: ремикс! Эта форма существует в музыке уже более 50 лет. Почему бы не ввести ее в кинематографе?

– Заявка, что в главной роли в твоем новом фильме – Виктор Цой, это серьезно! Люди не понимают и не верят.

– Не верят, потому что путают ремикс с римейком. Но любой дублер для меня неприемлем – это было бы предательством по отношению к главному принципу, по которому мы с Виктором работали над «Иглой»: будь самим собой.

Поэтому роль Моро в «Ремиксе» будет по-прежнему исполнять Цой. А недостающие сцены с ним появятся из двух источников: мои съемки до «Иглы» в фильме «Йя-Хха» (в том числе легендарная кочегарка, позже прозванная «Камчаткой»), а также дорисовки в стиле жесткого комикса. Графический Моро, в отличие от сыгранного дублером, остается Виктором, поскольку это его прямое виртуальное воплощение в художественных образах.

– Почему в новом фильме сюжет будет начинаться со Спартака?

– Я всегда ощущал, что в оригинальном сценарии Александра Баранова и Бахыта Килибаева этот герой под именем «Филя» вторичен и необязателен для сюжета. Оттуда и желание вплести его в историю Моро глубже, значительнее. В оригинальной «Игле» мне это удалось лишь отчасти. Осталось много скрытого, невысказанного. И теперь перед нами открывается замечательная возможность дорассказать многое об этом персонаже. Ведь недаром же в свое время я заменил тусклое имя «Филя» на гордое «Спартак»! Спартак – это квинтэссенция политического смысла времени. Таким он для меня был тогда, и таким он будет в новой версии.

Если исполнители главных мужских ролей были определены мной мгновенно и без вариантов (Моро – Цой, Спартак – Баширов, Доктор – Мамонов), то с женской ролью нам пришлось помучиться. Вначале на женскую роль я, не колеблясь, выбрал Руту Сергееву, которая снималась в моей «Йя-Ххе» в 1986 году. Однако случилась незадача: позвонив в Питер, я узнал, что Рута беременна. Начался лихорадочный поиск вариантов. Мы отвергли буквально десятки кандидатур, пока мне не показали фотографию Марины Смирновой. Я сразу поехал в Питер. К Марине пришел вместе с Сашей Башлачевым. Мы посидели у нее в коммуналке, поболтали, а когда она вышла на кухню за чаем, Саша мне тихо сказал: «Вот ты и нашел свою Дину».

– А какая реакция на твое предложение о ремиксе была у Петра Мамонова?

– Мы с Петром периодически общались все эти годы и обсуждали разные кинопроекты. Однажды он мне даже сказал: «Отныне я буду сниматься только у двоих режиссеров: у Лунгина и у тебя». Естественно, когда возникла идея «Иглы Ремикс», Мамонов заинтересовался. А его первой реакцией была фраза: «Доктор – он ведь неоднозначный». Действительно, мы намерены показать его глубже и разнообразней, чем в оригинале.

– Как ты считаешь, почему все это происходит сейчас, а не 10 лет назад? Почему не 2000, а 2010?

– Необходимо определенное состояние «обнуления», которое способно произойти только по смене как минимум одного поколения. Двадцать лет – традиционно подходящий отрезок. Если к этому сроку память жива и герой востребован, нужно смело действовать. Причем не по-старчески ностальгировать, а предложить новому поколению то, что заставит его сердце биться быстрее.

В старой «Игле» Мирку играла очень похожая на Виктора девочка – и впрямь как сестра. Мы сняли сцену, где Моро приходит в квартиру родителей, когда там никого нет, и тайком забирает кое-какие из своих вещей. Неожиданно Мирка возвращается из школы и застает дома брата со свертком в руках. Происходит нежная сцена встречи двух заговорщиков, которые страшно любят друг друга, и сестра обещает держать в тайне приезд Моро в город.

Мое внутреннее чутье подсказывает, что статичная графика в данном контексте окажется гораздо живее любой анимации, поскольку способна стимулировать воображение, оставаясь при этом загадкой. Анимация неизбежно повлечет за собой драматургическую провокацию в юмористическом ключе. «Игла» тоже не лишена юмора, а мы с Виктором вообще воспринимали ее как комедию, однако это очень специфический юмор – тайный, сакральный, скрытый.

Я слышу в новой «Игле» гораздо больше музыки, чем в оригинальном фильме. Вся лента представляется мне единым действием, где есть музыка первого плана (традиционно драматургическая), музыка второго плана (внутрикадровая натуралистическая) и музыка закадровая. И если первые два слоя призваны обеспечить музыканты «Кино» и Messer Chups, то Игоря я попросил подумать над третьим планом. Несмотря на кажущуюся незначительность, это чрезвычайно важный слой музыки. Ее функция – придать неповторимую гипнотическую атмосферу фильму, заставлять зрителя пересматривать его еще и еще раз, а потом купить отдельно этот фоновой саундтрек и слушать его дома, жить под него. Если такое получится, наша музыкальная задача будет завершена на 100 процентов.

Из книги Д. Мишенина, посвященной истории создания фильма «Игла», которая выходит в 2010 г.

«…Может быть «Игла. Полная режиссерская версия» или «Игла-2», но вот «Игла ремикс»?! Оказалось, что Нугманову интересно сделать новый монтаж, создать новую интригу, а не банально повторить свой прежний успех».

«Спартак со своими бизнес-аферами и неформалами предсказал эпоху стихийных олигархов и политических демагогов. Я рад, что в новом фильме мы сможем больше показать криминальную историю превращения мелкого мошенника в молодого политика».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Спектакль безбилетников

Третий звонок – бесплатно

Много шума из Шекспира

Существовал ли человек по имени Уильям Шекспир?

в этом номере

Бесконечная мозаика

Красотой церквей и станций метро Россия обязана трем поколениям мастеров

Русская муза Матисса

«Портрет Лидии Делекторской»