«Россия. Этот звук — свирель»

Лев Озеров| опубликовано в номере №1426, октябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

После амнистии 1913 года, объявленной в связи с трехсотлетием дома Романовых, поэт возвращается в Москву. Ему рады, его шумно встречают как знаменитого поэта. В его честь устраивают вечера и приемы.

Крушение царизма было воспринято Бальмонтом с ликованием. Он декларировал свою причастность к общему делу — «могучему потоку». Это было в феврале 1917 года. В дальнейшем, после Октября, он в стане правых: славит генерала Корнилова, отвергает Октябрьскую революцию, трактует ее как «насилие». Всегда доказывавший свою причастность к революции, он отвергает ее реальность в пору, когда она совершилась. Его пугают разруха, решительные способы перестройки мира, он ратует за отделение литературы от политики.

В 1920 году Бальмонт ходатайствует о разрешении ему поездки за границу. В 1921 году он уезжает с семьей в командировку сроком на год. Но этот год продлился двадцать один год, до конца жизни. Бальмонт стал эмигрантом.

Его отношение к Советской России было крайне неровным. Нередки его прямые выпады против нее в стихах и в прозе, в одиночку и вкупе с другими эмигрантами.

Тоска Бальмонта по России выражена в его стихах и в прозе. «Я хочу России... Пусто, пусто. Духа нет в Европе».

Смятение, печаль, недостаток в средствах, подчас доводивший до бедственного положения, не отражались на непрерываемом и обильном творчестве Бальмонта: стихи, переводы, статьи. Он перенапрягается. Работает на пределе. Душевная депрессия переходит в душевную болезнь.

Умер Константин Дмитриевич Бальмонт в оккупированном гитлеровцами Париже 24 декабря 1942 года. Похоронен в Нуазиле Гран, близ Парижа.

Пора литературного успеха Бальмонта, годы, предшествовавшие первой русской революции, связаны с антиправительственными выступлениями поэта. В качестве примера сошлюсь на стихотворение «Маленький султан». Оно имело несомненный общественный успех. Более того, это стихотворение — целая главка не только биографии и творчества Бальмонта, но и всей русской нелегальной печати.

События 4 марта 1901 года у Казанского собора в Петербурге (избиение демонстрантов и убийство нескольких студентов), последовавшие за этим репрессии, преследования Бальмонта полицией — все это было известно всей России. «Маленького султана» передавали из рук в руки, — пишет литературовед А. А. Нинов, — заучивали наизусть, переписывали, использовали в политических прокламациях».

То было в Турции, где совесть — вещь пустая,
Там царствует кулак, нагайка, ятаган,
Два-три нуля, четыре негодяя
И глупый маленький султан.

Так начинается это знаменитое стихотворение. На правящих нулей, негодяев и маленького султана «нахлынули толпой башибузуки». Они рассеялись. И вот избранники спрашивают поэта: как выйти «из этих темных бед»?

И тот собравшимся, подумав, так сказал:
«Кто хочет говорить, пусть дух в нем словом дышит,
И если кто не глух, пускай он слово слышит,
А если нет, — кинжал!»

Всем читателям, самым неподготовленным, ясно было, что речь идет не о Турции, а о России.

Впервые это стихотворение было опубликовано за рубежом, в Женеве, в сборнике «Песни борьбы». В России стихотворение распространялось в списках.

В мае 1901 года «Маленького султана» хотел напечатать В. И. Ленин в «Искре» (пятый номер). На одном из списков этого стихотворения есть примечание, сделанное рукою Ленина: «Приводим два ходящие по рукам стихотворения, характеризующие общественное настроение» (второе стихотворение не сохранилось).

14 марта 1901 года на вечере в зале Петербургской городской думы Бальмонт прочитал с большим успехом «Маленького султана». Сошедшего с эстрады поэта агенты охранки спрашивали, чье стихотворение он прочитал. Бальмонт сказал, что это его перевод с испанского. У него на дому был произведен обыск. Ему запрещалось жительство в столицах, столичных губерниях и университетских городах в течение трех лет.

Обличительные стихи Бальмонта, его стихи о рабочих (1906 — 1907), сотрудничество в большевистской «Новой жизни», общение с Горьким, участие в революционных демонстрациях вызывают ненависть к нему буржуазной прессы. В его защиту выступают Горький и Амфитеатров. Блок говорил о «новом Бальмонте с его плохо оцененными рабочими песнями».

В 1907 году в Париже Бальмонт издает «Песни мстителя».

Гневная инвектива, сатира, обличение, политическая эпиграмма — всем этим Бальмонт владеет мастерски. Вот один из ярких примеров его политической эпиграммы:

Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждет.
Кто начал царствовать — Ходынкой,
Тот кончит — встав на эшафот.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Анатолий Старостин

Спортивный автограф

Твой автопортрет

Заполнив анкету «Смены», 4 тысячи читателей стали соавторами социологического исследования, предпринятого журналом

Волшебный звук

Портрет солиста ленинградского Академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, лауреата Государственной премии СССР, народного артиста РСФСР Юрия Марусина