Важно здесь сказать, что Бальмонту в начале века (за первые его двадцать лет) удалось поставить своего рода рекорд: свыше полутораста его стихотворений было положено на музыку. Танеев и Рахманинов, Прокофьев и Стравинский, Глиэр и Мясковский создали романсы на слова Бальмонта. От него в этом смысле сильно отстают и Блок, и Брюсов, и Сологуб, и Ахматова...
Поэтическое слово важно и весомо не столько своим звучанием, сколько своим значением. Смысл нуждается в слове, слово нуждается в смысле. У Бальмонта слово редко нуждается в смысле, оно бежит от него. Это нам чуждо в Бальмонте. Но историк литературы должен свои личные вкусы и пристрастия приглушить, далее отстранить, чтобы отдать главное место историко-литературной справедливости.
Мы обращаемся к Бальмонту не только в целях восстановления литературной справедливости (хотя и это само по себе очень важно). Этот поэт помогает внушить поэзии ее высокий мелодичный строй. Романтика, возвышенная речь в лучших творениях Бальмонта проступают с убедительной силой. У него мы находим выспренность, но встречаем и поэтическое упоение, ту поющую одухотворенность, которую можно назвать вторым именем поэзии.
Критика, исходя из теорий Бальмонта и его деклараций, торопилась похоронить его поэзию. Время распорядилось по-иному.
В поэзии Бальмонта читатель и сегодня находит упоенность жизнью, ее весной, ее цветением, ее красотой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Портрет солиста ленинградского Академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, лауреата Государственной премии СССР, народного артиста РСФСР Юрия Марусина