Демагогия

Владимир Морозов| опубликовано в номере №1426, октябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Слова, не подкрепленные делом, полуправда, нежелание видеть истинное положение вещей, привычка делать только то, что прикажут... — вот с чем столкнулись молодые рабочие

«Извините, что приходится обращаться к вам за помощью. В последнее время в ткацком цехе сложилась такая обстановка, что люди увольняются. Причина простая. После создания бригад, мы стали терять в зарплате. За что нас наказывают?»

Работники коврового комбината

Такое письмо пришло в редакцию с коврового комбината из города Люберцы. Главный инженер Московского производственного коврового объединения, в которое входит комбинат, Виктор Семенович Курохтин внимательно читает жалобу и сразу все разъясняет:

— Рабочие пока просто недопонимают значение бригадного метода. Никто их, конечно, не наказывает.

— И заработок у них нисколько не уменьшился, — вступает в разговор начальник отдела труда и зарплаты объединения Раиса Александровна Ильичева. — Бригады очень способствуют росту производительности.

Ну что ж, так оно и должно быть. Для того людей и объединяют в бригады, чтобы была взаимопомощь, взаимозаменяемость, чтобы люди лучше, производительнее трудились и соответственно больше зарабатывали. Лучше и больше — просто, как апельсин. Однако принципы, положенные в основу бригадного метода, надо еще воплотить в жизнь, внедрить. И тут, на пути от теории к практике, немало трудностей, потери здесь бывают весьма тяжелые. Как реализуются прекрасные бригадные принципы в ткацком цехе?

— Планы нам теперь повышают, и работаем мы больше, — рассказывает молодая ткачиха Ольга Лобанова. — Но вот оплата труда несправедливая.

В апреле бригада Петра Машкова, в которой состоит Лобанова, не выполнила план, и за это все лишились месячной премии. Что ж, все правильно: премию надо заработать. Но дело-то в том, что сама Лобанова ее заработала, задание перекрыла. Кстати, не только в апреле. Не случайно Лобанову назвали в числе лучших ткачих объединения в приказе, посвященном Дню работников легкой промышленности.

— Никакого противоречия нет, — поясняет начальник цеха Владимир Андреевич Кисленко. — Лобанова всегда хорошо работает. Среди молодых ткачих она бесспорный лидер. Способная девушка и старательная. А в апреле наказали ее за бригадные показатели. Ведь если люди объединены в бригаду, то должны отвечать друг за друга, учить новичков, подтягивать отстающих.

Ткачихи стараются помочь молодым. И в бригаде делают это охотно. Но расплачиваться за других? В цехе такое оборудование, что работница буквально привязана к своему станку. Ей некогда, а главное, не положено отвлекаться от него. Расширить зону обслуживания за пределы своего станка просто нельзя. В этом случае ткачиха окажется в положении шофера, который попытался бы управлять сразу двумя автомобилями. Естественно, при такой технологии помочь соседке работница может лишь тогда, когда ее собственный станок по каким-либо причинам стоит. А простоев тут, понятное дело, стараются всячески избегать.

И еще одна существенная деталь. Поскольку ткачиха обслуживает только свой станок, то и учет сделанного идет индивидуальный. Другого быть не может.

Но тогда позволительно спросить: что же делает эту группу людей бригадой? Что их объединяет? Только премия, которую они получают за выполнение бригадного плана? Так ведь это, строго говоря, вовсе не бригадный план. Это сумма индивидуальных заданий. И нередко получается так, как с Лобановой: передовик попадает... в отстающие, наказывается ни за что. Просто «за компанию» с не выполнившим задание соседом.

Теперь представьте, что завтра издадут в ковровом объединении приказ, который будет начинаться словами: «Невиновных — наказать, а непричастных — наградить». И далее списки тех и других. Смешно, конечно. Никто такого приказа никогда не издаст. Однако берусь утверждать, что теоретически невозможный приказ тем не менее исправно действует. Каким образом?

Перед нами итоги работы бригады Николая Ивановича Кирсанкина за месяц. Опытные ткачихи Вера Ивановна Семенова, Ирина Георгиевна Бывшева, Вера Васильевна Ковалева, как всегда, сработали отлично. Но у молодых опыта мало, случаются и срывы. А так как молодежи в бригаде большинство, то отстающие определили результаты всего коллектива. Из-за этого бригада получила не 45, а 20 процентов премии.

Мало это или много? Для кого как. Ведь отставшие и этого не заработали. Но их, непричастных к скромным успехам коллектива, все-таки наградили незаслуженной премией. Администрация расщедрилась, конечно же, не за свой счет и не за счет предприятия. Средства на эту незаслуженную премию забрали у передовиков. Грубо говоря, отняли честно заработанное. Сказать мягче, перераспределили. Чтобы всем сестрам по серьгам. Такая операция испокон веку называется уравниловкой.

— Это не уравниловка, а воспитательная мера, — упорствует Раиса Александровна Ильичева. — Это коллективная ответственность за результаты труда.

Но труд-то здесь был и остался индивидуальным! Почему же ответственность коллективная?

— Мы должны не только о деньгах думать, — поддерживает Ильичеву главный инженер Курохтин. — Бригады для того и создаются, чтобы воспитывать людей.

Конечно, зачем же о деньгах думать, если они чужие, не из твоего кармана взятые. А что до воспитания...

— Нам, молодым, теперь вроде бы и расти незачем, — говорит Ольга Лобанова. — Агитируют нас: вы, мол, повышайте квалификацию. А что толку, все равно бригада всех сравняет. Да нам еще не так обидно, у нас в коллективе все молодые. Но большинство бригад — смешанные. Заслуженная ткачиха рядом с новенькой. Опыт разный и показатели тоже. А премия одинаковая.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Анатолий Старостин

Спортивный автограф

Волшебный звук

Портрет солиста ленинградского Академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, лауреата Государственной премии СССР, народного артиста РСФСР Юрия Марусина