Но этим дело не ограничилось. Вскоре Давида арестовали, и ему пришлось провести в тюрьме больше года. Освобожден он был только благодаря хлопотам жены. Возвращаться в политику ему уже не хотелось, и он с головой окунулся в творчество, создавая портреты, пейзажи, исторические сюжеты.
Однажды в его мастерскую пожаловал Наполеон. Ставший после переворота 18 брюмера 1799 года первым консулом республики, он пришел в восторг от живописного мастерства художника и даже назначил его «живописцем правительства»! Однако, наученный горьким опытом, Давид отказался от всех официальных званий. И все же, попав под обаяние личности Наполеона, в 1800-м году художник написал его первый портрет. Потом последовали и другие, воспевавшие нового героя Франции.
Наполеон был в восторге, а сам Давид, не лишенный честолюбия, снова счастлив – им опять восторгаются, о нем опять говорят, он даже пожалован орденом Почетного легиона. В 1804 году, когда Наполеон объявил себя императором Франции, именно Давид начал работу над картиной, изображающей важнейший момент в жизни Бонапарта – коронацию. В 1807 году картина была завершена, а Давид осыпан новым дождем всяческих наград.
Но 6 апреля 1814 года во Франции начались годы Реставрации, Наполеон отрекся от престола, и во главе страны встал Людовик XVIII Бурбон. А для Давида наступили черные дни. Это было время, опасное не только для него, но и для его творений. Нужно было их спасать – особенно те, что были посвящены революции и ее героям. Например, на «Смерть Марата» была объявлена настоящая охота. И Давид нашел способ сберечь картину – он покрыл ее густым слоем свинцовых белил!
Как ярый бонапартист художник был осужден к пожизненному изгнанию из Франции и отправился в Брюссель. «Смерть Марата», замазанная белилами, поехала вместе с ним.
В Брюсселе Давид по-прежнему много работал – живопись всегда была главным в его жизни. Однажды, осенним вечером 1825 года, когда Луи Давид возвращался домой из театра, произошел несчастный случай – его сбила проезжавшая мимо карета. Он оправился от удара, но работать уже не мог. А 29 декабря его не стало.
Даже умерший, Давид казался опасным для французских властей – они не дали разрешения похоронить его на родине: останки великого художника Франции покоятся в Брюсселе, лишь сердце его было предано земле на парижском кладбище Пер-Лашез. По-прежнему опасным казался властям и его шедевр «Смерть Марата» (слой белил с него уже был, конечно, снят). В 1826 году, когда родственники Давида предложили французским властям приобрести картину, те категорически отказались. Прошло еще одиннадцать лет, наследники вновь предложили ее Франции – теперь уже Национальному музею страны, и вновь «политическая» картина показалась ненужной.
И только в 1893 году она вошла в коллекцию Национального музея, но не Франции, а Бельгии, где и хранится до сих пор, оставаясь шедевром мирового искусства, приобретая новую глубину, новое звучание и – новых ценителей.
Во весь экран
|
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Агнесс Сорель и картина «Мадонна с младенцем»
Чудо бельгийского собора Святого Бавона
«Россия держится на слове»
Американский успех советского режиссера