Главы из книги «Психология и космос» Юрия Гагарина и Владимира Лебедева: Космическая бригада, Психология группы, Дружба
В этом и следующем номерах «Смены» мы публикуем главы из последней книги Юрия Гагарина «Психология и космос», написанной им в соавторстве с врачом, кандидатом медицинских наук Владимиром Лебедевым.
За два дня до трагической гибели — 25 марта — Юрий Гагарин подписал корректуру книги. Она рассказывает о подготовке космических стартов, о работе космонавтов и врачей, о том, какой серьезной психологической готовности, мобилизации всех душевных сил требуют условия космических полетов — перегрузки и невесомость, безмолвие Вселенной и длительное одиночество экипажа корабля. В книге собран драгоценный опыт первого в мире космонавта и его товарищей, эксперименты, наблюдения и выводы ученых.
Книга выходит в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Эврика».
Полет многоместного корабля «Восход» явился качественно новой ступенью в освоении космического пространства. Многоместными будут корабли, которые совершат полеты к Луне и планетам. Такие полеты возможны даже на ракетах, работающих на химическом топливе, не говоря уже о межпланетных кораблях с ядерными энергетическими установками. Давнишняя мечта человечества уверенно переселилась на рабочие столы ученых. Она воплощается в расчетах и чертежах, в многообразных экспериментах, проводящихся пока на Земле, и в орбитальных полетах. Уже сейчас рассчитывают траектории и время космических рейсов, запасы топлива, продовольствия и т. п.
Известно, например, что до Марса, если двигаться по полуэллиптической траектории при начальной скорости 16,3 километра в секунду, можно добраться за 260 суток. Срок все-таки немалый, и это сразу выдвигает массу проблем. Ясно, что «населению» космического корабля придется круглосуточно, пользуясь земными понятиями, нести вахту в центральном посту управления: надо будет держать радиосвязь с Землей, заниматься навигацией, проводить эксперименты и вести научные наблюдения, следить за исправностью всевозможных приборов и систем и, если понадобится, ремонтировать их.
А после посадки на неизученной планете? Их ждет непочатый край работы.
Но кто же способен справиться со всем этим? Специалисты. И чем больше, тем лучше. Но ведь возможности корабля не беспредельны. Приходится учитывать каждый грамм лишнего веса и, что не менее важно, строго ограниченные запасы системы жизнеобеспечения, которая должна снабжать путешественников нормальным воздухом и продуктами питания. Где же выход из этого рокового противоречия? Увеличить вместимость кораблей? Но предел этому кладет производительность экологически-замкнутых систем, связанная, в свою очередь, с грузоподъемностью ракет. Свести к минимуму число участников полета? Но не пойдет ли это в ущерб самому делу? Надо искать иное решение. На наш взгляд, оно — в универсальной профессиональной подготовке космонавтов
Многовековой опыт мореплавателей свидетельствует о том, что совмещение профессий вовсе не утопия. И экипаж первых межпланетных кораблей вполне может состоять из 4 — 6 человек, которые умело распределят между собой обязанности. то же войдет в состав экспедиций? Прежде всего командир корабля, опытный космонавт, имеющий не только летное, но и инженерное образование. Он должен хорошо разбираться в космической навигации, радиосвязи, в устройстве основных систем и, конечно, знать весь корабль в целом. Он руководит экипажем и управляет кораблем на ответственных участках полета — таких, как взлет, посадка, прохождение сложных участков пути.
Дальше. Ни одно морское судно или воздушный лайнер не обходится без штурмана. Этому космонавту необходимо хорошо знать космологию (раздел астрономии, посвященный строению Вселенной) и космическую навигацию. Он должен искать наиболее выгодные траектории полета.
В подобных полетах не только Земля, но и другие планеты станут пунктами отправления и прибытия. Траектории космических кораблей пройдут вблизи небесных тел, в поле их тяготения, а потому форма и параметры траекторий будут зависеть от физических характеристик планет, и прежде всего от их массы. Определяя положения корабля в пространстве, штурман изучает, кроме того, направление метеорных потоков, чтобы своевременно уклониться от встречи с ними. Штурман обязан хорошо знать не только строение той части Вселенной, где проходит трасса его корабля, но и планету, к которой он направляется: ускорение силы тяжести на поверхности этого небесного тела, наличие и состав атмосферы, состояние поверхности, структуру почвы и т. д. Там ему придется выполнять функции метеоролога, геодезиста, сейсмолога... В определенных ситуациях он должен быть готов полностью заменить командира корабля.
В межпланетном полете не обойтись и без инженера-радиста. Он обеспечит не только связь с Землей, но и обнаружит с помощью радиолокационных средств метеориты, которые могут столкнуться с кораблем, определит точное расстояние при посадке на планету. Помимо этого, он может следить за радиоактивностью космического пространства или планетной атмосферы, изучать разнообразные физические явления, а также проводить нужные эксперименты.
Понадобятся, вероятно, и инженеры (один или два), на плечи которых ляжет забота об обслуживании различных систем корабля. И, разумеется, в состав экипажа будет включен врач. Первым врачом-космонавтом был Борис Егоров.
Для длительных космических полетов врачи-космонавты будут проходить специальную подготовку. Им тоже придется стать универсалами. Они будут следить за здоровьем членов экипажа, контролировать режим работы систем жизнеобеспечения, а на обследуемой планете выполнять функции зоологов, ботаников, микробиологов, проводить химический анализ воздуха, грунта и т. д.
Если возникнет необходимость, врач-космонавт должен будет оказать хирургическую помощь. Роль операционной сестры и ассистента возьмут на себя, так же как, например, на подводных лодках, специально подготовленные члены экипажа.
Надо сказать, что вообще все члены космического экипажа наряду с основной своей работой должны овладеть несколькими профессиями. Каждый, в частности, обязан уметь нести полетную вахту в Центральном посту управления. Возможны ситуации, когда потребуется одновременная деятельность всех членов экипажа: при взлете, стыковке или посадке корабля, при прохождении опасных зон космического пространства, скажем, зон повышенной радиации, метеорных потоков, наконец, при аварийных ситуациях.
Одноместные космические летательные аппараты — это сложная система, которую мы обозначили как «человек — космический корабль». Еще более сложная система — многоместный космический корабль. Здесь люди связаны не только с кораблем, но и друг с другом. Поэтому ее можно характеризовать как систему «человек — человек — машина».
Итак, с одной стороны, относительно узкая специализация и разъединение пилотажных. Штурманских, связных и других функций способствует более квалифицированному управлению многоместным космическим кораблем по сравнению с одноместным, где все ложится на плечи одного человека. С другой стороны, это разъединение функций требует четкой согласованности действий, глубокого взаимопонимания между членами экипажа, умения взаимно дополнить работу каждого. Только тогда смогут быть решены сложнейшие задачи, стоящие перед экипажем космического корабля.
Эта сработанность группы особенно важна в ситуациях, когда надо срочно принимать решение, а времени на расчет и раздумывание нет. С этой проблемой знакома уже современная авиация. При дефиците времени мало, чтобы все члены экипажа правильно понимали свои задачи, были профессионально грамотны и пр. Нужна та степень сработанности, которая может быть достигнута только при психологической совместимости всех членов экипажа. Иначе, несмотря на то, что летчик, штурман, радист и оператор каждый в отдельности действуют правильно, нужный результат не будет достигнут. И тут уж не помогут ни разборы, ни административные и общественные воздействия.
На первый взгляд может показаться, что несработанность экипажа объясняется отсутствием дружеских связей, недостаточным взаимным уважением или даже неприязнью людей друг к другу. В действительности первопричиной разобщенности является отсутствие должного контакта и взаимопонимания в летной деятельности, сопровождающееся неудачами в работе.
Опытный командир-методист всегда обращает внимание на психологические особенности отстающего летного экипажа и, если это необходимо, изменяет его состав.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Фестивальная панорама «Смены». Юность планеты: борьба и надежды. Мир
Россия строит планы освоения Вселенной и использует спутники для посева пшеницы
К 150-летию со дня рождения Карла Маркса