— Собственно, я по делу. Улыбина.
Лицо Дягилева не выразило недоумения или растерянности. Оно просто повернулось к собеседнику. «Разглядывай меня, — говорило лицо. — Если можешь, читай мысли. Ты ждешь смущения — напрасно. Человек, стоящий напротив тебя, забыл, когда он смущался последний раз».
— Ясно, — кивнул Дягилев, давая понять собеседнику, что удивить его не так просто. — Значит, не угомонился, все пишет.
— Пишет...
— Ну, коль есть время, пусть упражняется. Вы, полагаю, суть истории знаете?
— В общих чертах.
— А там частных не было, только общие... Вы, что же, историю с продолжением намерены печатать?
— Как получится. — Максим пожал плечами.
— А, ну что ж...
Максим посмотрел на председателя и невольно почувствовал, как попадает под власть этой небрежной неторопливости.
— Дело не в продолжении, Иван Андреевич. Человеку присуще как все сильное, так и все слабое. Человек — это только человек. На чужой роток не накинешь платок. Приходится убеждать.
— Вас, кажется, Максим Семеныч? — Точно.
— Видите ли, Максим Семеныч. Человек человеку рознь. Ему и то присуще и это. Весь вопрос, чего в нем больше — дерьма, я извиняюсь, или этой самой положительности, без которой настоящий труженик, как без хребта своего. Товарищ Тищенко предостаточно это дело изучил. Весь район на ноги поднял. Редкой вежливости человек. Может, у вас сомнения какие?
— Это верно, Григорий Константинович — мастер своего дела. Дягилев оживленно закивал головой.
— Энциклопедических знаний товарищ.
— Так что не в сомнениях дело, Иван Андреевич. Надо раз и навсегда этот бессмысленный поток писем прекратить. Улыбин, кажется, у вас работает?
Дягилев поскреб затвердевший и костистый подбородок. «Ишь, дурачком прикидывается. Где Улыбин работает, не знает. Поди, полные карманы писем от этого фискала. Там каждый шаг описан».
— Работал, товарищ журналист. А теперь, извините... после такой нечестности в глаза смотреть совестно. На всю страну трудовой коллектив ославил. Как бюро райкома прошло, дня три крутился и съехал.
— И куда?
— Недалеко, километров сорок по прямой, к Ларину. Колхоз «Вперед!».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
О том, как начинался путь актрисы Евгении Николаевны Морес, и о ее сегодняшней педагогической деятельности в школе-студии МХАТ рассказывают нашему корреспонденту Андрею Баташеву Е. Н. Морес и ее ученики — известные артисты театра и кино.
Из путевого блокнота