Дзержинский постучал костяшками пальцев в окно. Никто не ответил.
— Ты убежден, что Крабовский ждет? – спросил Сладкопевцев.
— Да, – ответил Дзержинский и постучал еще раз.
В глубине комнаты вспыхнула спичка. Потухла. Вспыхнула еще одна, потом сеет стал устойчивым, постоянным – зажгли лампу.
— Кто? – спросил Крабовский сипло. – Это я. Переплетчик.
— Входи, – сказал Крабовский. – Ты не один?
— Во-первых, здравствуй, – сказал Дзержинский.
– А что во-вторых? – Крабовский обернулся и, потерев грязными пальцами волосатую грудь, поставил лампу на кухонный стол. – Выпить хотите с дороги?
Не дожидаясь ответа, он достал с полки бутыль, вытащил из-под скамьи кастрюлю с вареным картофелем, который плавал в холодной голубоватой воде, и поставил три стакана.
— Садитесь, – сказал он. – Спать придется на полу. Одеял нет.
— Нас ждет извозчик: У нас десять минут всего, – сказал Дзержинский. – Тебе прислали для меня денег и паспорт?
— Я взял из них пятнадцать рублей. Не взыщи. Я ждал тебя неделю назад. Вот, – он ткнул пальцем в бутыль, – это последний рубль из тех пятнадцати, которые я взял.
— А паспорт?
— Паспорт? С паспортом хуже. Я продал твой паспорт, Переплетчик. Нет, нет, верному человеку, не думай, – хмыкнул пьяно, – за тридцать сребреникоз...
Налив водку в стаканы, он подвинул Дзержинскому и Сладкопевцеву, достал две вилки и ложку.
– Отдай то, что есть, – сказал Дзержинский. Крабовский ударил по стаканам Дзержинского и Сладкопевцева и, не дожидаясь, пока они выпьют, опрокинул водку в широко открытый, алчущий рот. Шумно занюхав рукавом грязного, рваного халата, он ушел в комнату и вернулся оттуда с конвертом в руке.
– Не обессудь, Переплетчик. Здесь все, что осталось. Дзержинский открыл конверт, пересчитал ассигнации,
прочел записку, сжег над лампой.
— Что произошло, Казимеж?
— Что произошло? – переспросил Крабовский, наливая себе водку. – Ничего странного, а тем более страшного. Я устал, вот и все. Мне надоело. Я не верю больше. Я написал царю прошение о помиловании. Достаточно?
В 4-м номере читайте о женщине незаурядной и неоднозначной – Софье Алексеевне Романовой, о великом Николае Копернике, о жизни творчестве талантливого советского архитектора Каро Алабяна, о знаменитом режиссере о Френсисе Форде Копполе, продолжение иронического детектива Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.
Беседа корреспондента «Смены» с главным редактором редакции телепрограмм для молодежи Центрального телевидения
Рассказ