Вот откуда, кроме всего прочего, у нас физкультурный климат.
Когда выйдет на дорожку Лужников многоцветный парад участников Олимпиады, это мы с вами будем шагать рядом с ними в шеренгах. Каждый, кто на трибуне. Каждый, кто перед телевизором.
Вновь и вновь возвращаюсь воспоминаниями к фразе, которую сказала мне когда-то олимпийская чемпионка Мехико по гимнастике Лариса Петрик. Трепещущим голосом, от которого и у меня подкатило к горлу, она говорила:
– Ты стоишь на пьедестале, и в честь тебя играют гимн твоей страны. Всей огромной страны в честь одной какой-то девчонки!
Вспоминаю – видел по телевизору, – как победивший на крупном международном турнире знаменитый польский боксер Збигнев Петшиковский, тоже стоя на верхней ступеньке, когда гимн его страны звучал, пел – это отчетливо было видно – непослушно кривящимися губами, и его тяжелобровое, измятое чужими кулаками лицо орошали слезы.
И снова, снова, хотя писал об этом, говорил со многими людьми, из которых ни одною не встретил, не разделившего моих чувств, обращаюсь к самому, наверное, трогательному для нас, болельщиков, мигу трансляций из Лейк-Плэсида. Гремит гимн, и во весь экран усталое лицо Родниной с глазами – спелыми сливами, они влажны, и мелко дрожит подбородок, Ира сдерживается, как может, – всегда насмешливая и дерзкая внешне, она стыдится обнажить себя плачем, но телережиссер держит, не упускает кадр, и вот блеснула в прожекторном луче ползущая по щеке слезинка.
Черт с тобой, что ты нескромна, камера, но спасибо тебе за взлет наших чувств! Мы ведь – кто голову закидывает, чтобы не пролилась набухшая влага, кто торопливо достает платок...
Нас возносит, омывая сердца, высокое сопереживание.
Сопереживание тому, о чем говорила чемпионка мира и Олимпийских игр Елена Петушкова:
«В такой момент словно какое-то озарение нисходит на тебя, и кажется, что в его ослепительном свете ты вдруг постигаешь некий высший смысл, величайшую мудрость жизни. Ты живешь в ином, ускоренном в сотни раз ритме, упиваешься каждой крохой нового бытия и по-особому ярко чувствуешь свою жизнь на этом свете – в стране, которая тебя вырастила, среди людей, один из которых – ты».
Высший смысл, величайшая мудрость – это многократно усиленное по сравнению с обыденностью, заполняющее всего человека мажорное чувство Родины.
Но – как в песне поется – «с чего начинается Родина»?
Она ведь начинается и «с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе».
Вот сражаются две мальчишеские уличные сборные – где-то на первом этапе приза «Кожаный мяч», и пыль столбом (холеных футбольных газонов и не на все взрослые классные команды хватает, хотя, честно говоря, мальчишкам они нужнее), и такую сплоченность, такое трогательное единство показывает ребятня – любо смотреть. .
Не с того ль начинается Родина, что здесь, на этом поле, в этой горячей игре, мальчишка учится ощущать себя частью команды, частью целого, и понятие «мы» занимает в его сердце большее место, чем «я»? В спорте это сознание возникает, что называется, с младых ногтей.
А вместе с коллективизмом воспитывается патриотизм – он и есть коллективизм, возведенный в высочайшую степень.
Коллектив – детский в данном случае – сплачивается в спорте сознанием единой цели, реальной, близкой, повседневной.
Ты учишься, ты получаешь знания, которые пригодятся тебе в будущем. Это ты, если говорить честно, до поры до времени не очень четко осознаешь. Просто пятерка радует тебя, двойка огорчает. А тренируешься ты, чтобы завтра, послезавтра, через месяц выступать в соревнованиях.
Получая двойку, ты подводишь прежде всего себя. Конечно, и класс и комсомольскую группу (или пионерский отряд). Однако коллективные итоги будут в школе подведены в конце четверти, даже года. А очередной турнир – через неделю: детский спортивный календарь обычно очень насыщен. И если ты лодырничал всю неделю, то в проигрыше не только ты сам – команда, тренер, клуб, который недосчитался очков, не получил желанный кубок.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
19 июля 1980 года в Москве открылись XXII летние Олимпийские игры