Основание пирамиды

Станислав Токарев| опубликовано в номере №1276, июль 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вот откуда, кроме всего прочего, у нас физкультурный климат.

Когда выйдет на дорожку Лужников многоцветный парад участников Олимпиады, это мы с вами будем шагать рядом с ними в шеренгах. Каждый, кто на трибуне. Каждый, кто перед телевизором.

4

Вновь и вновь возвращаюсь воспоминаниями к фразе, которую сказала мне когда-то олимпийская чемпионка Мехико по гимнастике Лариса Петрик. Трепещущим голосом, от которого и у меня подкатило к горлу, она говорила:

– Ты стоишь на пьедестале, и в честь тебя играют гимн твоей страны. Всей огромной страны в честь одной какой-то девчонки!

Вспоминаю – видел по телевизору, – как победивший на крупном международном турнире знаменитый польский боксер Збигнев Петшиковский, тоже стоя на верхней ступеньке, когда гимн его страны звучал, пел – это отчетливо было видно – непослушно кривящимися губами, и его тяжелобровое, измятое чужими кулаками лицо орошали слезы.

И снова, снова, хотя писал об этом, говорил со многими людьми, из которых ни одною не встретил, не разделившего моих чувств, обращаюсь к самому, наверное, трогательному для нас, болельщиков, мигу трансляций из Лейк-Плэсида. Гремит гимн, и во весь экран усталое лицо Родниной с глазами – спелыми сливами, они влажны, и мелко дрожит подбородок, Ира сдерживается, как может, – всегда насмешливая и дерзкая внешне, она стыдится обнажить себя плачем, но телережиссер держит, не упускает кадр, и вот блеснула в прожекторном луче ползущая по щеке слезинка.

Черт с тобой, что ты нескромна, камера, но спасибо тебе за взлет наших чувств! Мы ведь – кто голову закидывает, чтобы не пролилась набухшая влага, кто торопливо достает платок...

Нас возносит, омывая сердца, высокое сопереживание.

Сопереживание тому, о чем говорила чемпионка мира и Олимпийских игр Елена Петушкова:

«В такой момент словно какое-то озарение нисходит на тебя, и кажется, что в его ослепительном свете ты вдруг постигаешь некий высший смысл, величайшую мудрость жизни. Ты живешь в ином, ускоренном в сотни раз ритме, упиваешься каждой крохой нового бытия и по-особому ярко чувствуешь свою жизнь на этом свете – в стране, которая тебя вырастила, среди людей, один из которых – ты».

Высший смысл, величайшая мудрость – это многократно усиленное по сравнению с обыденностью, заполняющее всего человека мажорное чувство Родины.

Но – как в песне поется – «с чего начинается Родина»?

Она ведь начинается и «с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе».

Вот сражаются две мальчишеские уличные сборные – где-то на первом этапе приза «Кожаный мяч», и пыль столбом (холеных футбольных газонов и не на все взрослые классные команды хватает, хотя, честно говоря, мальчишкам они нужнее), и такую сплоченность, такое трогательное единство показывает ребятня – любо смотреть. .

Не с того ль начинается Родина, что здесь, на этом поле, в этой горячей игре, мальчишка учится ощущать себя частью команды, частью целого, и понятие «мы» занимает в его сердце большее место, чем «я»? В спорте это сознание возникает, что называется, с младых ногтей.

А вместе с коллективизмом воспитывается патриотизм – он и есть коллективизм, возведенный в высочайшую степень.

Коллектив – детский в данном случае – сплачивается в спорте сознанием единой цели, реальной, близкой, повседневной.

Ты учишься, ты получаешь знания, которые пригодятся тебе в будущем. Это ты, если говорить честно, до поры до времени не очень четко осознаешь. Просто пятерка радует тебя, двойка огорчает. А тренируешься ты, чтобы завтра, послезавтра, через месяц выступать в соревнованиях.

Получая двойку, ты подводишь прежде всего себя. Конечно, и класс и комсомольскую группу (или пионерский отряд). Однако коллективные итоги будут в школе подведены в конце четверти, даже года. А очередной турнир – через неделю: детский спортивный календарь обычно очень насыщен. И если ты лодырничал всю неделю, то в проигрыше не только ты сам – команда, тренер, клуб, который недосчитался очков, не получил желанный кубок.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены