В этом честность, благородство спорта. И крохотный Александр Воронин, поднявший в Монреале 242,5 килограмма по сумме двух движений, такой же олимпийский чемпион и герой, такой же медалью награжден, как гигант Василий Алексеев, одолевший 440 килограммов.
...В «Клятве», которую принимают, вступая на ковер, ребята из упоминавшейся уже мною барнаульской школы самбо «Спарта», говорится: «Клянусь... вне ковра применять приемы самбо с целью самозащиты, защиты слабого, защиты справедливости». Есть у «спартанцев» гимн, в их удостоверении (с синей обложкой – рядового, с красной – члена совета), в частности, сказано: «Умеешь сам – научи другого. Помогай своим товарищам, не таи от них секретов. Выручка, взаимовыручка, поддержка!»
Спартанцы не только учатся бороться. Они в летних походах изучают родной край, проводят всяческие интересные конкурсы – литературные, исторические...
И вот был в свое время среди тренеров «Спарты» один умелый и опытный, но решительно не принимавший всего этого «лишнего». Он рассуждал так: «Мы растим мастеров, нам необходимы их сила, смелость, дерзость, агрессивность, воля, способная подавить волю противника. В ком ярче проявляются эти качества? В драчунах, сорванцах, уличных атаманах. Клятвы, советы, походы, самодеятельность всякая, стишки, рисуночки и прочие детские игры только отвлекают от главного дела, для которого нужны первозданная дикость и владение приемами».
Он так и работал, уверенный в своей правоте, и он потерпел поражение. Лишенные сдерживающих барьеров, моральных устоев, его «атаманы» лихо применяли то, чему он их учил в зале, за стенами зала – на улице. И в конце концов многие из них оказались за решеткой. Вокруг этого тренера создался в «Спарте» вакуум, он потерпел крах и ушел из коллектива.
В этом эпизоде впрямую сталкиваются два подхода к спортивному воспитанию – гуманистический и узкопрагматический, деляческий. Прагматизм как житейская философия расценивает пользу лишь в качестве выгоды: если цель обучения есть подготовка квалифицированного спортсмена, а квалификация представляет собой лишь сумму навыков – физических и психических, нужных для достижения успеха в данном виде спорта, то воспитание благородства, уважения к человеческому достоинству соперника, дружелюбия к нему, стремления не обидеть слабого, а, наоборот, защитить его – пустая трата времени.
Спортивное мастерство как сумма навыков – форма. Вопрос, чем она заполнена, каким моральным содержанием. Мастерством может обладать и сильный, волевой борец за наши высокие идеалы и сильный, волевой негодяй.
Но спорт больше, чем сумма навыков. Он включает в себя сумму писаных и неписаных правил. Да и сами правила писаные, если их рассматривать в единстве, все нацелены на то, чтобы победа завоевывалась честно, в условиях равенства и дружелюбия.
Нравственный кодекс спорта по сердцу нам, по душе: он направлен на воспитание гуманистических идеалов.
До чего же он обаятелен, этот тренер, – глаза синие, лукавые, ямочки на румяных щеках,, вольготная пшеничная шевелюра и жесткие усы торчком, как колосья.
– Опять ты у меня, понимаешь, в строю вертишься, опять в одно ухо влетело, что я говорил, в другое вылетело? Назначим ему наказание? Назначим. Десять раз подтянуться на перекладине! А ну, все считаем хором – pa-аз, два-а...
Тот, другой тренер не был таким весельчаком и обаяшкой – очкастый, погруженный в себя, похожий на аспиранта-физика из кино. В разговоре пришлось к слову, и я ему рассказал о веселых наказаниях, применяемых коллегой. Он внезапно возмутился:
– Разве так можно? Подтягиваться на перекладине – это труд. Спортивный труд. Если он наказание, он не может быть в охоту. Так же аппетит к труду отбивается.
И я подумал, что он, конечно, прав. И вспомнил, что в зале спортивной школы знаменитого гимнаста Гранта Шагиняна ребята за нарушения дисциплины наказывались именно бездельем: стой у стены и смотри, как другие работают именно, скажем, на перекладине.
Не станем золотить пилюлю. Тренировки, конечно же, не сладкое блюдо, но черный хлеб и соль, как говорила Ирина Роднина. Соль трудового пота.
Ну, для ребятишек такую нудную работу надо елико возможно разнообразить, перемежать играми – давать им пошалить, побегать, покричать, и снова за дело – за повторы и повторы.
Но вот приходят в зал взрослые, самостоятельные люди. После работы приходят – и не только умственной, после которой хочется размять мускулы. Приходят шахтеры, каменщики...
Неужто ж не хочется им вечером просто-напросто побродить, дыша свежим воздухом (а в зале бывает и душно, и стоит здесь, как ни проветривай, застарелый запах разгоряченных тел), или полежать на диване, глядя телевизор?
Привычно говорим в этих случаях о пользе физических упражнений. О том, что физкультурники меньше болеют, а следовательно, не страдает от их заболеваемости производственный процесс. О том, что они становятся ловчей и поворотливей, а значит, лучше работают... И так далее и тому подобное. Соображения все эти правильны, выверены экономистами и социологами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.