Константин Капустин - магистр собственного Ордена
Эту кольчугу Костя плел два года, по пять часов каждый день. Получилась не просто железная рубашка - кольца были двух цветов, черные и желтые, вдобавок по подолу шел греческий узор. |
Москвич, 40 лет. По образованию - музыкант, работает тренером в тренажерном зале.
До начала 90-х Костя работал по профессии - писал аранжировки. Но потом появились компьютерные программы, и его работа потеряла смысл, а хобби вышло на передний план. Руки, создающие надежные доспехи, машинным трудом заменить невозможно.
Костя говорит, что ручная работа успокаивает нервы. А бои помогают сбросить стресс. После хорошего боя на мечах, по его словам, Костя похож на сытого удава - две недели точно не тянет на подвиги. Его вдохновляет, когда он видит сострадание в глазах женщин, поддержку или зависть в глазах мужчин; когда зрители испытывают острые ощущения. Бойцы, в свою очередь - удовольствие и радость. И это заставляет двигаться вперед.
«Malo mori quarn foedari» - лучше умереть, чем опозориться, - гласит девиз Ордена. «Символика Ордена такова - желтый фон, на который наложен белый на красном крест. Желтый фон символизирует богатство, достаток Ордена. Необязательно материальный. Красный крест - цвет храбрости, готовности пролить кровь за веру. А на него наложен белый - символ чистоты намерений», - Костя, основатель Ордена, объясняет мне значение его герба.
Им легко залюбоваться - уверенный в себе, колоритный. Сказала бы «маскулинный», - не уверена, что поймут. Мужественный - не совсем то. Взгляд из-под грозного шлема, косая сажень в плечах, покрытых кольчугой, которую он сплел своими руками - начинаешь понимать, почему именно Костю, постановщика боевых сцен, каскадера и бойца на тяжелом клинковом оружии, пригласили работать в проект «Волкодав». Не одного, с его командой.
Он пристально вглядывается в фотографа, старательно снимающего меч, вздыхает. «Знаете, почему у нашего Ордена нет сайта? Потому что тут же идеи украдут другие!
Помню, один свой костюм: сделал такие характерные висюльки на рукавах. Стоило выступить в ней - тут же дизайнерский элемент стали использовать другие бойцы. Раньше рыцарь тоже стремился выделиться с помощью оружия и доспехов. Но это же творческий процесс, разве можно красть идеи, нужно свою голову включать».
Костя говорит, что в Москве сотни клубов исторической реконструкции. Правда, далеко не все из них заслуживают его уважения - «наплодилось вывесок, а меча в руках держать не умеют».
Сам он увлекается военной историей с детства: техникой боя на мечах, историей оружия и доспехов.
Свой первый меч Костя купил лет пятнадцать назад. «Внешне он был эстетичным, а только сделай удар - сломается», - комментирует любитель старинного оружия. Но, как в рассказе Тэффи, «воротничок попросил кофточку» - и мужчина загорелся желанием купить шлем. Хороший шлем стоил свыше 5000 долларов, серьезные деньги. «Однажды, под Новый год, я зашел в магазин - так, слюни попускать. И увидел отличный шлем, который продавали задешево - долларов за триста. Когда я ехал за деньгами (такой суммы все равно не было с собой), то очень боялся, что шлем меня не дождется. Казалось, что он всей Москве нужен так же, как и мне».
А вот кольчугу всегда тянуло сплести самому. И он это сделал. Из шайбы Гровер - металлических колец, купил килограмм 15 или 17 на Каширке, на рынке, и принялся за работу. Всего получилось около 50 000 колец. На то, чтобы закончить работу, потребовалось девять месяцев. «Зрение сажаешь на этом здорово, - поясняет Константин. - Да и физически нелегко».
В следующий раз мастер взялся за более монументальный труд - кольчугу из 150 000 колец. Он объясняет, что, чем меньше размер кольца, тем больше потребуется деталей и тем прочнее будет защита. Эту кольчугу Костя плел два года, по пять часов каждый день. Получилась не просто железная рубашка - кольца были двух цветов, черные и желтые, вдобавок по подолу шел греческий узор. «Если нет усидчивости, ты не доплетешь кольчугу, - объясняет умелец, - ошибешься».
Поиск материала занимает много времени - приходится искать на дальних рынках, в Интернете, заказывать на заводах, через «дядю Васю». Сырье подбирают не абы какое. «Материалы используем редкие, дорогие. Например, титановый порошок. И в резке он тяжелый, зато соединения получаются прочные. Чтобы научиться хорошо делать кольчугу из титановых колец, мне потребовалось пять лет. Я, вообще, человек основательный. Кольчугу из 20 000 колец другие люди за три недели делают, а я за 3 месяца. Зато мои кольчуги можно одевать на голое тело, не поцарапаешься».
Костя говорит, что у него есть свои секреты плетения. Визуально «фишки» не заметны, но помогают убрать до 1-1,5 кг. А каждый лишний килограмм, как известно, влияет на подвижность бойца. Кольца мастер обрабатывает специальным раствором, для прочности. Помимо кольчуг, делает чертежи для шлемов, мечи и пряжки - собирает материалы, изучает технические характеристики, рассчитывает параметры, создает дизайн, дает задание тому, кто будет помогать в изготовлении. «Люди, которые понимают тебя, могут реализовать твои замыслы - очень ценны, - утверждает Константин. - Ведь один в поле не воин».
Костя старается выдерживать и основные критерии покроя, принятые в ту или иную эпоху. Хотя, конечно же, воспроизвести процесс досконально не получится. Например, шлемов из нержавейки в Средневековье не делали. Однако это не значит, что мастер от нее откажется: «Я ее использую, потому что она прочная. Хорошая стилизация, а не дотошная реконструкция - вот мой принцип».
Производство и так довольно кустарное - дома, на коленке. Что-то сделает знакомый умелец, что-то приходится изготавливать самому. «Самое главное - разобраться. Надо глубоко знать свою тему. Ведь даже специфика боя зависит от одежды. В разные эпохи разное снаряжение диктует свою формулу боя». Если нет литературы, приходится додумывать. Костя вспоминает, как шил кожаный шлем - взял чепрак и медвежью шубу, доводил до ума три месяца. Он с товарищами сам обтягивает щиты кожей и тканью - и круглые, и треугольные, и миндалевидные. Обувь, по словам умельца, тоже приходится шить дома.
Он не претендует на историчность. «Некоторые члены клубов исторической реконструкции цепляются за свою лень - вот, мол, кольчуга должна быть ржавая, это подчеркивает ее аутентичность. Ржавыми доспехи могут быть только тогда, когда их археологи нашли! Но не в другой ситуации. В рыцарские времена люди холили и лелеяли кольчуги, потому что они были редкие и спасали жизнь! Мы с товарищами стараемся свои доспехи лишний раз руками не трогать, если нужно-лучше в перчатках, бережем.
Орден называется «Virtus credo», т.е. истинная вера, вера в то дело, которым мы занимаемся, - объясняет он. - Искусство боя постигается с годами тренировок. Обо мне говорят, что у меня есть своя школа. Такой ярлык ко многому обязывает».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Марина Степанищева - «замужем» за самодельными открытками
Бумага как уличное искусство
Песок рассказал историю про колибри
Александр Марупов - автор самодельного Lotus Seven
Из цикла «Идиот с дуршлагом»
Почему мужчины в Москве снова могут носить оружие
Шаров-ремесленник работает на Шарова-дизайнера
Физик по образованию, писатель по призванию
Николай Бугров познает мир через вещи