Январь 2010
Тезка действующего президента РФ провел немало времени за изучением английской истории: годом раньше на прилавках появилась биография Уинсто-на Черчилля. Что приятно, своих героев он разбирает весьма основательно, при помощи фактов создает довольно четкие и убедительные портреты. Без прикрас. Мне всегда нравилась Тэтчер - за жесткость позиции, пусть даже не самой доброй по отношению к нашей стране; за то, что карьеру эта хрупкая женщина сделала сама; за интеллигентность и ум. Медведев показал другую Тэтчер: закомплексованную троечницу, помешанную на власти и статусе, преуспевшую в политике благодаря партийным разногласиям и замужеству за богачом. А также - ослиному упрямству, которое часто лишь чудом приводило к нужному для страны результату. Правда, даже такой портрет не отменяет ее действительно серьезных заслуг и вклада в мировую историю.
Некий Основатель дает героям - посетителям небольшого чата - возможность попасть в любое время и в любое место человеческой истории, чтобы ее исправить. Сумеют убедить Основателя в том, что наш мир не безнадежен - Апокалипсис будет отменен. Автор (вернее, семь авторов, в числе которых назван и Сергей Лукьяненко) пытается сконструировать социологическую выборку из современного российского общества, в которую включает невообразимо безмозглую и неопрятную провинциальную ПТУшницу, чрезвычайно совестливого опера, непомерно интеллигентного скинхэда, etc. Все они, эти гротескные герои из чата, отправляются в реал. К финалу авторов, видимо, так утомляет плетение интриг, что новеллы становятся короче, а сын опера из семилетнего Лешки превращается в десятилетнего Игорька. В общем, у семи нянек -дитя без глаза. Сидеть в чате компанией, может, и продуктивно, а вот писать книгу - похоже, не очень.
Еще одна фантастическая история, претендующая на оригинальность. Но явно не новая: только у Рэя Брэдбери было, как минимум, два подобных сюжета - «Пурпурные поля» и «451 по Фаренгейту». Что, собственно, не значит, что Хольквист занимается плагиатом - просто проблема снова встала в полный рост, особенно в Европе. Неслучайно критики Швеции, Англии и Германии восторгаются книгой, сравнивая ее с творчеством Руссо, Мора и Оруэлла. В антиутопии Хольквиста те, кто не завел детей до достижения пятидесятилетнего возраста, признаются «ненужными» - их насильно забирают в резервацию, где позволяют стареть в достатке. До тех пор, пока кому-то не потребуется почка, сердце или же мочевой пузырь. Доррит не может смириться с тем, что ее «пустят на органы» и отчаянно ищет выход. Но финал смазан, и остается непонятным - дает ли автор надежду или же печально хоронит ее.
Лет десять назад я отдала бы за эту книгу руку. А, может быть, даже и глаз. И не только я - все те, кто искал отрывки из их романов в литературных журналах. Потом Уэльбек и Леви появились в России. По отдельности, разумеется. Для переписки меж собой они созрели лишь недавно - два европейских кумира конца ХХ века, определившие вектор развития, по меньшей мере, литературы и философии, вступили в открытую полемику. Обсудили кризис культуры, преступления «пути-низма», различия между реакционерами и консерваторами... Удивительно, но в России это издание практически осталось незамеченным. Может быть, потому, что людей, способных понять и оценить «Врагов» в стране, запоем читающей Донцову и Устинову, становится все меньше? Если так, то это страшней, чем сдавать бездетных на органы -исключительно потому, что осознать ужасы такой перспективы будет попросту некому. То есть - нечем.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Октябрь 2008
Февраль 2009
Апрель 2009
Онфлёрский фестиваль российского кино уникален, как минимум, для Европы. Судите сами…
«Россия держится на слове»
Ноябрь 2009
Теодор Курентзис плетет руками заклинания, которые меняют мир
Эта картина - одно из самых известных полотен Третьяковской галереи. А ведь в России ее не видели почти сорок лет – с 1914 по 1950 год!