Ночь, которая умирает

Айзек Азимов| опубликовано в номере №912, май 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Так вот, джентльмены, - произнес Мендель, - я собрал вас не только для того, чтобы сообщить о смерти Вильерса. Есть ряд обстоятельств, которые необходимо выяснить. Насколько мне известно, существовал всего один экземпляр его записей. Как оказалось, этот единственный экземпляр был вложен кем-то в аппарат для сжигания окурков, и от него сохранились лишь жалкие клочки. Я не читал этих записей и даже никогда их не видел, но я достаточно знаком с открытием Вильерса, чтобы, если понадобится, подтвердить на суде под присягой, что найденные обрывки бумаги с сохранившимся на них текстом являются остатками того самого доклада, который он должен был сделать на съезде... Мне кажется, что у вас, доктор Райджер, есть какие-то на этот счет сомнения.

- Я далеко не уверен в том, собирался ли он вообще выступить с докладом, - кисло улыбнулся Райджер. - Если вы хотите знать мое мнение, сэр, то Вильерс был сумасшедшим. В течение десяти лет он в отчаянии бился о преграду, возникшую между ним и космосом, и в результате им овладела фантастическая идея мгновенного перенесения массы, идея, в которой он видел свое единственное спасение, единственную цель жизни. Ему удалось путем каких-то жульнических махинаций продемонстрировать опыт. Кстати, я не берусь утверждать, что он старался надуть нас умышленно. Не исключено, что он был вполне искренен и в своей искренности безумен. Вчера вечером кипевшая в его душе буря достигла своей кульминационной точки. Он возненавидел нас за то, что нам посчастливилось работать на других планетах... и он пришел к нам, чтобы, торжествуя, показать свое над нами превосходство. Для этого момента он и жил все эти десять лет. Потрясение, которое он пережил, могло в какой-то мере вернуть ему разум, он понял, что на самом деле он полный банкрот, что никакого открытия не существует. Поэтому он сжег свои записи, и сердце его, не выдержав такого напряжения, остановилось. Все это слишком скверно.

С лица внимательно слушавшего Менделя не сходило выражение глубокого неодобрения.

- Ваша версия звучит очень складно, - сказал он, - но вы не правы. Меня не так-то легко, как это вам, быть может, кажется, провести показом основанного на мошенничестве опыта. А теперь я хочу выяснить еще кое-что. Согласно тем сведениям, которые, как я в этом поспешил удостовериться, имеются о вас в регистрационной книге, вы все трое являетесь его одноклассниками по колледжу. Это верно?

Они кивнули.

- Есть ли среди приехавших на съезд ученых еще кто-нибудь, кто когда-то учился с вами в одном классе?

- Нет, - ответил Конес. - В том году только мы четверо готовились к получению дипломов доктора астрономии. Он бы тоже получил этот диплом, если бы...

- Да, да, я знаю, - перебил его Мендель. - В таком случае кто-то из вас троих побывал еще один, последний раз в номере Вильерса в полночь.

Его слова были встречены молчанием.

- Только не я, - наконец холодно произнес Райджер.

Конес, широко открыв глаза, отрицательно покачал головой.

- На что вы намекаете? - спросил Таллиаферро.

- Один из вас пришел к Вильерсу в полночь и стал настаивать, чтобы тот показал ему свои записи. Мне неизвестны мотивы, которыми руководствовался этот человек. Возможно, что все делалось с заранее продуманным намерением довести Вильерса до такого состояния, результатом которого мог быть паралич сердца. Когда Вильерс потерял сознание, преступник, если можно так назвать этого человека, не терял времени даром. Он быстро завладел записями, которые, должен добавить, могли действительно находиться под подушкой, и сфотографировал их. После этого он уничтожил рукопись в аппарате для сжигания окурков, но он очень спешил и поэтому не успел сжечь бумагу до конца.

- Откуда вам известно, что там произошло? - прервал его Райджер. - Можно подумать, что вы присутствовали при этом.

- Вы недалеки от истины, - ответил Мендель. - Дело в том, что когда Вильерс в первый раз потерял сознание, он был еще жив. После ухода преступника ему удалось добраться до телефона и позвонить ко мне в номер. Он с трудом выдавил из себя несколько слов, которых оказалось достаточно, чтобы представить себе то, что там произошло. К несчастью, меня в тот момент в номере не было, я задержался на конференции. Однако присоединенный и телефону магнитофон записал то, что пытался мне сообщить Вильерс. Я всегда, как только прихожу домой или на работу, прослушиваю пленку с записью телефонных звонков, такая уж у меня бюрократическая привычка. Я сразу позвонил ему, но он был уже мертв.

- Тогда кто же, по его словам, сделал это? - спросил Райджер.

- В том-то и беда, что он ничего об этом не сказал, либо из-за того, что он говорил с трудом и довольно невнятно, разобрать имя преступника просто невозможно. Однако одно слово он произнес совершенно отчетливо. Это слово - «одноклассник».

Таллиаферро достал из внутреннего кармана пиджака свой фотоаппарат и протянул его Менделю.

- Если хотите, можете проявить мою пленку, - спокойно сказал он. - Я ничего не имею против. Вы не найдете здесь записей Вильерса.

Конес тотчас же последовал его примеру. Нахмурившись, к нему присоединился Райджер.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены