Ночь, которая умирает

Айзек Азимов| опубликовано в номере №912, май 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Однако почему кому-то пришло в голову, что это место является столь безопасным тайником? Ведь явись туда полицейские, они б, несомненно, нашли пленку. Она фактически была найдена даже без их помощи. Так кто же мог подумать, что предмет, хранящийся вне помещения, находится в полной безопасности? Только человек, живший долгое время на лишенной атмосферы планете и полностью свыкшийся с мыслью о невозможности выхода из закрытого помещения без тщательной подготовки.

Так, например, на Луне какой-нибудь предмет, спрятанный вне Лунного Купола, мог бы считаться в относительной безопасности. Люди там редко выходят наружу и только с какой-нибудь определенной целью, связанной с их работой. Поэтому человек, живший в условиях Луны, ради того, чтобы спрятать пленку, мог преодолеть внутреннее сопротивление и, открыв окно, оказаться лицом к лицу со средой, которую он подсознательно воспринимал бы как безвоздушное пространство.

- Доктор Эрт, почему вы вдруг заговорили о Луне? - сквозь стиснутые зубы спросил Таллиаферро.

- О, я упомянул о Луне только в качестве примера, - добродушно пояснил Эрт. - Все, о чем я говорил до сих пор, в равной мере относится и вам троим. А теперь я перехожу к решающему моменту, к вопросу об умирающей ночи.

Таллиаферро нахмурился.

- Вы имеете в виду ту ночь, когда умер Вильерс?

- Я имею в виду любую ночь. Сейчас я вам все объясню. Если даже мы допустим, что наружный выступ подоконника действительно является вполне надежным тайником, то кто из вас мог до такой степени потерять всякое ощущение реальности, чтобы признать его таковым для непроявленной пленки? Хочу вам напомнить, что пленка, которую используют в наших микрофотоаппаратах, не обладает большой чувствительностью и рассчитана на то, чтобы ее можно было проявлять в самых разнообразных условиях. Всем нам известно, что рассеянное вечернее освещение не может нанести ей серьезных повреждений, но рассеянный дневной свет погубит ее за несколько минут, а что касается прямых лучей Солнца, то они разрушат ее мгновенно.

- Объясните же наконец, Эрт, к чему вы ведете? - перебил его Мендель.

- Зачем вы меня торопите! - обиженно воскликнул Эрт. - Я хочу дать вам возможность как следует во всем разобраться. Самым большим желанием преступника было обеспечить полную сохранность пленки, как самого ценного, что у него теперь было в жизни, ведь от нее зависело все его будущее - это был его вклад в мировую науку. Так почему же он положил ее туда, где ее неизбежно должно было разрушить утреннее солнце?.. Только потому, что он считал, что солнце не взойдет никогда. Он думал, что ночь, так сказать, бессмертна.

Но ночи и е бессмертны. На Земле они умирают и уступают место дню. Даже полярная ночь, которая тянется шесть месяцев, рано или поздно умирает. Ночи на Церере длятся всего лишь два часа, ночи на Луне - две недели. Это тоже умирающие ночи, и как доктор Таллиаферро, так и доктор Райджер знают, что ночь всегда сменяется днем.

- Но погодите... - вскочив, начал было Конес. Уэндель Эрт взглянул ему в глаза.

- Ждать больше незачем, доктор Конес. Меркурий является единственным во всей солнечной системе небесным телом, которое всегда повернуто к Солнцу одной стороной. Три восьмых его поверхности никогда не освещаются Солнцем, и там царит вечный мрак. Полярная Обсерватория расположена как раз на границе этой теневой части планеты. За десять лет своего пребывания на Меркурии вы, доктор Конес, привыкли считать ночь бесконечной, неумирающей. Вам казалось, что погруженная во тьму поверхность планеты будет оставаться в таком состоянии вечно. И поэтому вы доверили непроявленную пленку земной ночи, в своем волнении забыв о том, что эта ночь обречена на смерть...

- Постойте... - запинаясь, произнес Конес. Но Эрт был неумолим.

- Как мне сегодня сообщили, в тот момент, когда Мендель повернул рычаг оконного поляризатора, вы вскрикнули при виде солнечного света. Что вас побудило к этому - страх перед меркурианским Солнцем или же вы вдруг поняли, что означает этот свет для ваших планов? Вы бросились к окну. Для чего? Чтобы вернуть рычаг в исходное положение или чтобы взглянуть на испорченную пленку?

Конес упал на колени.

- Я не хотел этого. Я собирался только поговорить с ним, только поговорить, но он закричал и потерял сознание. Мне показалось, что он умер. Записи были под подушкой, и все остальное произошло само собой. Одно действие потянуло за собой другое, и прежде чем я понял, что я делаю, было уже поздно. Но, клянусь, я не хотел этого.

Они образовали около него полукруг, а Уэндель Эрт устремил на рыдающего Конеса взгляд, полный глубокой жалости.

Приехала карета «Скорой помощи», и только после ее отъезда Таллиаферро заставил себя обратиться к Менделю.

- Я надеюсь, сэр, что то, что было здесь сказано, не посеет между нами вражды, - натянуто произнес он.

- Я думаю, что всем нам лучше по возможности забыть о событиях последних суток, - столь же натянуто ответил Мендель.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены