Мы - кибернетики

Леонид Шароль| опубликовано в номере №913, июнь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ночи проходили в бесплодных дискуссиях. А утром, злые и измученные, мы снова шли на помост.

Помните, были гусары? Те, которые, согласно многим литературным источникам, в основном пили шампанское и играли в карты. Одна сценка из дореволюционного романа, запомнилась мне.... Горят желтые свечи, мягко звенит золото. Молодой банкомет, чтобы взбодрить уставших собутыльников, под утро берет гитару и задорно вопрошает: «Друзья! Что наша жизнь?» «Игра!» - гремит ответ...

Лихие бреттеры и не предполагали, что их тезис «жизнь - игра» не очень далек от истины. Правда, ученые обосновали это совсем недавно, в 1934 году, когда известный математик фон Нейман создал свою знаменитую «Теорию игр».

Что такое игра? Это конфликт, в который вступают два соперника или две партии соперников из-за обладания каким-либо призом.

Кибернетика относит к «играм» военные столкновения, спортивные состязания, экономическую борьбу и другие конфликты. Не говоря уж о шахматах, домино, картах. При таком взгляде наша жизнь оказывается буквально сотканной из бесчисленных простых и сложных игр.

Но главное - в другом. К классу игр ученые относят также все случаи, когда человек или кибернетическая машина управляет каким-либо производственным процессом.

Значит, Иван Иваныч играет «с цехом»? Да.

В начале смены Стерликов и его помощники (назовем их условно Первый Игрок) выясняют: сколько слитков осталось в печах от предыдущей смены; какие краны требуют ремонта; сколько составов с плавками находится на пути в цех и т. д. и т. п. Иными словами, изучают ситуацию, сложившуюся на «доске» к началу игры.

Затем - обдумывание первого хода. Диспетчер блюминга сообщает: в первую очередь на прокатный стан надо подать слитки легированной стали. Но эти слитки сидят в печи № 5. Принимается решение: начать выдачу из пятой печи краном № 2.

Наконец, третий этап - управленцы начинают двигать свои фигуры. Машинист крана № 2 направляет свой кран к печи № 5; сварщик этой печи нажимает соответствующий рычаг и открывает крышку: мастер...

Едва Первый Игрок сделает ход, как технологический процесс (назовем его Вторым Игроком) делает ответный: выходит из строя электромотор привода крана № 2.

Получив сообщение об этом «ходе» противника. Первый Игрок принимает новое решение: снять с посада кран № 4 и вести выдачу с его помощью. Делает этот ход. И т. д.

... В одно прекрасное утро я выложил такой игровой взгляд на наш цех Алекперову.

- Стиляжничество в науке! - взвился он. - По этой теории машину не построишь!

- Второе верно, - спокойно заметил я. - Но этот подход позволит разобраться в потоках информации, которые циркулируют в цехе. А может, даст и большее. В теории игр есть правила, руководствуясь которыми один из игроков может обеспечить себе беспроигрышную игру. Понял?

- Все равно, - упрямо мотнул головой Витя. - Менять методику работы не будем. Колебаться можно до бесконечности...

При поддержке остальных членов группы победила игровая концепция. Чарующие термины теории игр: «Игрок», «Ход», «Оценка ситуации», «Стратегия», «Стоимость хода» - вместе с чудовищным математическим аппаратом вошли в наш повседневный обиход.

Теоретическая комната лаборатории. В шутку мы называем ее комнатой «тихих игр».

Я оглядываю нашу «обитель». Боже, сколько у нас бумаги!

Кипы таблиц и графиков на столах и в столах. Рулоны и папки на подоконнике, в шкафу и на шкафу. Схемы, диаграммы, таблицы, графики на стенах и на двери. Если бы я писал кибернетическую поэму, я бы непременно сказал, что на этих листах запечатлены электрокардиограммы сердца и электроэнцефалограммы мозга, кривые пульса и температуры и сотни других данных глобального анализа цехового организма.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ищу Атлантиду

Фантастика без фантастики