Мы - кибернетики

Леонид Шароль| опубликовано в номере №913, июнь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Знаю, - хладнокровно бросает Саша. - Так проще.

- Но тогда, - горячусь я, - может случиться, что на ремонте окажутся сразу три крана!

- Докажи.

Легко сказать: докажи! Для этого надо проделать по меньшей мере три тысячи арифметических операций. А человек в секунду делает четыре.

Пусть, как всегда, спор решит Машина. Саша переключает тумблеры, нажимает разноцветные кнопки.

Зал заполняет ровный, сдержанный гул.

Машина, которая стоит в этом зале, называется лабораторным вычислителем. Она никогда не управляла и не будет управлять цехом. Та, для которой мы создали алгоритм, еще не существует. Она появится на свет божий примерно через год после того, как лабораторный вычислитель проверит наш алгоритм. Сами это сделать мы практически не в состоянии.

Но нам известны правила и приемы «игры» противника - технологического процесса. Приемы Машины - наш алгоритм.

А что, если заставить этих двух игроков сыграть между собой несколько партий теоретически?

Такой теоретический матч и происходит сейчас в «уме» нашего лабораторного вычислителя. В одну часть его памяти мы заложили созданный нами алгоритм, то есть математическую модель Машины. В другую - математическую модель цеха. Причем в эту последнюю мы ввели «генератор случайных возмущений». Ведь на реальном производстве всегда происходит что-то непредвиденное. Как будет выходить кибернетический игрок из этих ситуаций?

Я вглядываюсь в лицо Машины. «Как рассказать людям о том, что творится сейчас в твоей электронной душе, Машина?»

Тишину зала рвет пулеметный треск. Выходное устройство с головокружительной быстротой начинает выпечатывать промежуточные результаты «размышлений» Машины.

Извиваясь, ползет бумажная лента с бесконечными столбцами черных букашек-цифр. Саша улыбается: «Смотри». Я смотрю. Программист был прав: оператор Р 5 лучше замыкать на оператор В15.

Электронного Начальника в нагревательном цехе Магнитогорского комбината пока еще нет. Но все, что было описано, в том числе и последняя сцена, не сон и не фантазия, а научная экстраполяция.

Для кибернетиков этот термин в переводе на русский язык означает: «Описание события, которое должно произойти с высокой степенью вероятности». То есть непременно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены