Модель на завтра

Алексей Воробьев| опубликовано в номере №1345, июнь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Сережа, здравствуй. Ты где теперь?

– Я... нигде.

– Ну, давай к нам.

– Можно... Мне все равно... Тогда, десять лет назад, устроиться

работать в модельный цех ЗИЛа было очень непросто. Много желающих. Но старая знакомая по штабу, по райкому комсомола, помогла. Сергея взяли. В новом (хоть на выставку) комбинезоне поднялся он по крутой лестнице на четвертый этаж, и цех встретил его солнцем через широкие окна и запахом сосновых смоляных досок.

 

Деревянный автомобиль

В сумраке помещения чуть отсвечивали лаком изогнутые плоскости. Четкий контур стремительных линий подчеркивал простоту и надежность конструкции. ЗИЛы разных марок, но прежде всего самые современные стояли здесь тесно, кабина к кабине.

– Видите эту деталь на капоте? Дизельный, надежда наша. Отличная машина.

– А прокатиться на ней можно?

– Шутите!

Секретарь партбюро цеха Константин Петрович Васин постучал пальцем по крыше кабины, и звук получился совсем не металлический. Фанера.

– Не ездят они. Не для того предназначены. Модель эта вроде образца той, настоящей, машины, что сойдет с конвейера. Размеры, форма, лицо машины – в руках модельщика. Он первым делает ее такой, какой задумал конструктор. Красивой ее делает! Вот и представьте, что это за работа!

 

Работу Сергею Дюжеву поначалу дали совсем простую. Пособие для техникума, прямые плоскости, никаких хитростей. Возился он с этой штукой целый месяц. Никак не получалось. Но терпел и старался. Почему? Сегодня-то он знает, почему.

 

– Когда первый раз зашел в цех, бригадир наш делал головку блока цилиндра. Из дерева. И я поразился тому, как он работает! Именно – как! Отойдет, посмотрит внимательно – и думает. Мыслит! Увидит что-то, что другому и не разглядеть, поправит. Снова думает. На скульптора похож. Или на художника. Про конструктора уж и говорить не стоит. Очень мне захотелось вот так же, как он...

 

Парня приняли в цехе без восторгов, но и без лишней строгости. Спокойно. Опытные модельщики знали, что работа сама расставит новичков по местам, воздаст каждому. Совет молодым был единственным – не спешить. А то кинутся на модель, покажется все легко и просто, раз запорют, другой – и все. Пропал интерес. Пиши заявление.

Поглядывали украдкой, как пыхтит Дюжев над первой своей штукой, посмеивались в кулак и старались разобраться: выйдет ли что-нибудь из мальчишки? Они еще не догадывались, что он с первого взгляда увидел в этой работе главное, что первые искры, так необходимые для настоящего увлечения, уже высечены. И теперь слово свое должен сказать характер. Характер, который, острым ростком прорываясь сквозь накипь и шелуху обстоятельств, тянет нас вверх, к живительному свету истины. Характер, который, как инструмент настоящего мастера, можно измерять по степени прочности. Он у Сергея имелся.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Переступив порог

Детский дом – теплый дом