Детский дом – теплый дом
Каждый рабочий день приносит проблемы, многие из которых требуют немедленного решения. И никуда от них не денешься в нашей школе, полное название которой говорит само за себя – школа-интернат для детей-сирот и детей, лишенных попечительства родителей.
Дело, не терпящее отлагательства, стояло и за недавним звонком из ГПТУ, где учится немало выпускников нашей школы.
– Ваш Андрей, – в трубке назвали знакомую фамилию моего бывшего воспитанника, – попал в милицию. Приняли парня в училище, сделали, как говорится, доброе дело, а он... Черт нас дернул с вами связаться!.. – с нескрываемым раздражением произнесли в трубке и бросили ее на рычаг.
Мальчишка, о котором шла речь, действительно трудный. До десяти лет жил в семье, мать и отец беспробудно пили – их лишили родительских прав. Тогда мальчик был направлен в интернат. Долго дичился, не мог привыкнуть к новому коллективу, даже сбегал несколько раз... Только спустя два с лишним года потеплело в его душе, потянулся паренек к учителям, воспитателям, стал интересоваться техникой, и когда в начале восьмого класса я спросил его, куда бы он хотел пойти учиться, Андрей назвал училище, в которое поступают многие наши выпускники. Они часто бывают в школе, рассказывают об учебе, а пример сверстников в выборе профессии порой значит больше, чем доводы учителей. Андрей поступил в избранное им ПТУ, но не прошло и двух месяцев с начала учебы, как сорвался, совершил серьезное правонарушение, попал в милицию, и вот уже: «Черт нас дернул с вами связаться!»
Обидно, конечно, когда одной фразой зачеркивают результаты твоего немалого труда, но я знаю, что не обижаться сейчас надо на эти слова, а о дальнейшей судьбе парня думать. Ведь не могло же это случиться просто так, значит, Андрея мы выпустили в самостоятельную жизнь несформировавшимся человеком.
Каждый раз, глядя в дни выпускных экзаменов на своих восьмиклассников, я думаю об этом. Не могу не думать. Потому что лишь восемнадцать из двухсот пятидесяти воспитанников интерната – круглые сироты. У остальных есть отцы и матери. Правда, они или лишены родительских прав, или отстранены комиссиями по делам несовершеннолетних от воспитания своих детей. Многие дети попадают к нам в возрасте десяти-двенадцати лет, не только запомнив, но и уже накрепко усвоив семейные уроки антипедагогики. И вот к каждому такому даже самому неподдающемуся новичку воспитатель должен подобрать свой ключик. Иначе неизбежны конфликты. Ребенок озлобится, напряжение вокруг него будет нарастать, и, еще не воспитав, мы можем потерять его. Вот и волнуемся мы за каждого нашего воспитанника, особенно за тех, кто, подрастая, покидает стены интерната. Проводы выпускников в самостоятельную жизнь для нас не только радостны, но и тревожны. Как-то сложится их дальнейшая судьба?
Случается, что проходит месяц-другой этой самостоятельной жизни, и бывший детдомовец, поступивший в ГПТУ, попадает в разряд трудных, а директор училища не находит ничего лучшего, как обрушиться с обвинениями на школу-интернат:
– Вы пишете в характеристике, что он хороший мальчик, а на самом деле подсовываете хулигана!
Что ж, давайте разберемся, обоснованны ли подобные обвинения в наш: адрес.
О будущей профессии мы начинаем говорить с ребятами в восьмом, выпускном классе. И вот что я заметил: серьезность, обстоятельность этого выбора зависит от качества всей нашей педагогической работы, от того, какая атмосфера складывается в детском доме. Именно она, эта атмосфера, определяет нравственное и интеллектуальное развитие ребенка. Опытный и стабильный педагогический коллектив, различные кружки и клубы по интересам, тесные связи с шефами – все это влияет на выбор нашими детьми дальнейшего жизненного пути. К восьмому классу у них должно – мы так считаем – сложиться ясное представление о будущей профессии. Но бывает, что реальный жизненный опыт ребят вносит в эти представления свои коррективы. Вот, к примеру, с прошлого года мы решили направлять своих выпускников в училища шефов – строительное и шелкового комбината. Как ни старались, а среди восьмиклассников строительные профессии популярностью так и не пользуются. И немудрено: уже два года ребята своими глазами видят, какими темпами, идет капитальный ремонт нашей школы.
– Да вы за что нас агитируете? – смеются ребята. – Чтобы и мы потом так нее строили?..
Приходится методом от противного доказывать, как необходимы деловые, образованные люди в строительстве...
Шефы тоже могут играть большую роль в профориентации воспитанников. В городе Лесосибирске
Красноярского края есть школа-интернат, подобная нашей. Так вот, все до одного ее выпускники поступают работать на предприятие шефов – канифольно-экстракционный завод. Завод дает ребятам не только профессию. Он обеспечивает их прекрасным общежитием, заботится о быте, направляет на учебу в институты и техникумы. Случается, конечно, что потом кто-то из ребят меняет профессию, уезжает в другой город. Но все равно шефы успевают помочь педагогам сориентировать ребят в выборе профессии, правильных жизненных ориентиров, нравственных ценностей.
Что еще нас заботит, так это чтобы кругозор наших выпускников был достаточно широким. У нас в интернате работает радиошкола, филиал художественной школы имени Сурикова, есть прекрасный духовой оркестр, проводятся встречи с красноярскими артистами, писателями, поэтами. Особенно запомнилась нам всем встреча с лауреатом Государственной премии СССР писателем Виктором Астафьевым и его женой, тоже литератором, Марией Семеновной Корякиной, которые взяли шефство над школой и передали в нашу библиотеку много хороших книг. И общение с интересными людьми, и книги, и занятия искусством – все это даст, я думаю, свои плоды в будущем...
А сегодня перед нами остро стоит проблема адаптации выпускников в тех коллективах, куда они приходят после школы-интерната. Представители трех красноярских ГПТУ, куда поступают наши ребята, бывают в школе и до начала учебного года. Но я не припомню, чтобы они знакомились с личными делами, расспрашивали педагогов о жизни в интернате, об особенностях воспитательного процесса. Все это необходимо знать, потому что, поступив в ГПТУ, подросток попадает в совершенно иную, нежели в интернате, обстановку.
В интернате – постоянная забота о нем, внимание к его увлечениям, ежедневный контроль, наконец. Ребята привыкают к этому. В ГПТУ наши подростки как бы растворяются в большом коллективе, и зачастую все вокруг забывают о том, что к ним нужен особый подход, особое внимание.
Ведь как было с Андреем? Поступил в одно училище. Что-то ему там не понравилось, пошел забирать документы. Без особых расспросов их ему вернули. С этими документами – в другое училище, где «учатся на шофера». Узнав о метаниях Андрея, звоню директору первого училища и спрашиваю, почему парню документы отдали. «Он сам попросил», – отвечает бесстрастно. А ведь можно было бы вначале с нами посоветоваться, расспросить, что за характер у мальчишки, с какой стороны к нему подход искать, вместе поразмышлять, стоит ли ему переводиться в другое ГПТУ. Возражать я бы не стал – чего ж на горло мечте наступать. А в данном случае поразмыслил бы: в училище, куда ушел Андрей, слабый коллектив... Я о его переходе стороной услышал, от ребят. Сам он постеснялся в интернат прийти, а из училища нам никто не позвонил. О школе, фактически о его родном доме, вспомнили только тогда, когда Андрей попал в милицию. Да и вспомнили-то лишь для того, чтобы вину парня на кого-то взвалить, о судьбе самого нее подростка забыли.
Школа не забывает своих питомцев, а вот профтехучилище ответственности за них не чувствует: мол, вы воспитали – вы и отвечайте. С инерцией такого мышления бороться трудно.
Много у нас разных проблем с трудоустройством и материальным обеспечением наших выпускников. Прежде всего надо помнить, что детдомовцы беспомощней в бытовых мелочах, чем дети, воспитанные в семье. Не привыкшие обращаться с деньгами, не знающие, как правильно распределить их, они в первые же дни месяца могут «промотать» стипендию или зарплату. У интерната есть право оказать своему бывшему воспитаннику разовую помощь: одеть его, поддержать материально. А дальше?.. Я не говорю о какой-то особой опеке над детдомовцами, о создании им исключительных условий в училище, а потом в рабочем коллективе. Нет, условия должны быть самые обычные. Речь о другом. О том, чтобы наши ребята, учась в ПТУ или техникуме или работая на заводе, не растеряли качеств, заложенных, воспитанных в них детским домом. Потому что уж очень часто бывает так, что подросток, попав в другие условия, с горечью ощутив равнодушное отношение взрослых к своей судьбе, ломается.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
«Увлеченность движет миром», – считает молодой рабочий Сергей Дюжев