Не от расчетливой деловитости и топорного профессионализма такие мысли. От проникновения в суть окружающего мира, которое приходит к увлеченному человеку. От ощущения своего единства с этим миром.
«...Береза... Светлая, нежная. А ствол тугой, упругий, и уж если спилили ее, то нет лучше материала для инструмента. Ручки для молотка, стамески... В ладони береза хорошо лежит. Не то что этот, корявый, мрачный. Чего уставился? Одно слово – дуб. Ничего-то из тебя не выйдет, разве что на мебель... Да это уж не по нашей части...».
Деревья перешептываются ветвями и несут сладкую прохладную тень. Сергей вдруг оглядывается, словно забыв, что он в Подмосковье: «А кедр, где же кедр?»
Любимое дерево. Мягкое, теплое. Вкусное. Да, да, вкусное. Орехами пахнет. И кажется, все хранит на себе следы беличьих лапок. Мало осталось кедра. Каждый модельщик мечтает его в руки взять, а откуда возьмешь. Лет пять уже под плитой, в заначке лежат несколько досок, потихоньку отрезают от них по маленькому лакомому кусочку – для особо важных заказов. Истинная красота в нем.
Служил Сергей на Дальнем Востоке, и там, среди кедрачей, проснулось «почти хулиганское» детство, когда взялись шишковать. Гремела в ладони горсть орехов, и хотелось смеяться непонятно чему и выкрикивать какие-то гортанные звуки. Радость добытчика затмила все. А потом... Потом слезы стояли в глазах, когда во время лесного пожара, спасая еще не тронутые огнем участки леса, валили огромные кедрачи. Словно друзей обрекали на гибель. Словно по руке своей – топором. Деревья тяжело ухали на землю, с хрустом подминая совсем еще молоденьких кедрят, и именно этих, молоденьких, едва пробившихся Сергею было жаль больше всего. Ведь у них уже тоже имелся свой характер, складывалась своя песня...
Пожалуй, Дюжеву действительно повезло. Именно в тот раз, когда открыл он впервые дверь модельного цеха. Попал парень в «десятку». Выбрал дело единственное, главное. По душе. Не прельстился заманчивыми вариантами, хотя их было так много. Нашел свою дорогу.
Все остальные удачи рукотворны. Сотворены упрямством, мускулами, колючей натурой и беспокойным умом.
Годами ошибок, промахов, отчаяния и долгожданных открытий. Игра в поддавки с удачей не состоялась. Она просто не имела смысла, поскольку ставки в такой игре ничтожно малы. Не волнуют они настоящего рабочего, пусть даже и молодого.
Награды, премии, аплодисменты – всего лишь вешки на крутом подъеме. Подъеме до самого себя, до лучших качеств своей личности. Которая всегда значительней и ярче, чем кажется с первого взгляда. Которой предела нет. Поэтому много еще идти. И все в гору.
Молодой и современный – это тот, кто готов карабкаться дальше.
...Обеденный перерыв кончался, я сидел на лестничной площадке у дверей цеха и ждал Дюжева.
– Устраиваться? – подсел ко мне чумазый мальчишка.
– А ты?
– Я – уже.
– И надолго сюда?
– Насовсем. Здесь – интересно...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.