Привет, святой Патрик!

Ирина Толстошеева| опубликовано в номере №1733, март 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

Почему в России так любят главный ирландский праздник

Лет этак пять назад шеф-редактор «Смены» случайно оказался в клубе Б2 во время традиционного ежегодного фестиваля ирландской музыки. После чего не пропустил ни одного Дня Святого Патрика, большую часть которых в клубах и барах, а также собственной квартире организовал и провел сам... Это не единичный, странный пример – год от года ресторанов и клубов, в которых этот праздник отмечают специальной программой, во всей России становится все больше. Почему обычных русских людей привлекает День Святого Патрика? Кто это такой, почему стал святым, как отмечают этот праздник и как присоединиться к веселью?

Чем ирландцы похожи на русских

И у ирландцев, и у русских – психология жителей края Европы. Ирландия расположена на островах, на «задворках» Европы. Россия – тоже не совсем Европа, а еще в значительной степени и Азия. И для той, и другой страны характерны высокая степень общинности и социальности.

Если верить стереотипам и азам национальной психологии, у нас с ирландцами одинаковые недостатки – пьянство и стремление «втереть очки» начальству (отлынивание от выполнения своих обязанностей под разными предлогами). У обоих народов – пассивно-выжидательная реакция на гнет (мы были под монголо-татарами, они – под англичанами). Схожесть в истории – огромное количество войн и голода. Как результат «тяжелого детства» – умение при всем внешнем согласии с кем-то или чем-то сделать все по-своему. Нам кажется, что больше в Европе никто на такое не способен: громко соглашаться, но делать только так, как считает нужным.

Ирландия, как и Россия, – страна фактического матриархата. Наши и ирландские мужчины могут сколько угодно говорить, что «все бабы – дуры» (и с удовольствием это делают), но в семье женщина решает очень многое – и по финансовым, и по прочим важным вопросам. Как подтверждение: вот уже много лет Президент Ирландии – женщина. С 1990 по 1997 года это была Мэри Робинсон, с 1997 по настоящее время этот пост занимает Мэри Макалиш.

Почему мы любим их музыку

Для ирландцев уход в музыку и танцы был реакцией на социальный гнет. Реация эта была у всей массы людей. Это стало своеобразным способом выживания. Потом, когда гнет исчез (Ирландия перестала быть колонией Англии), на этом стали зарабатывать деньги: именно танцы и песни показывают другим народам как нечто традиционно ирландское.

Наши люди тоже любят расслабиться через танец и песню. Но русская традиционная культура сейчас в глазах большинства людей молодых, и людей среднего возраста дискредитирована. Она – больше не массовая, не живая. И не модная. Раз исконно «свои», русские танцы не совсем годятся для массового пользования из-за своей «мертвости», люди окунулись в ирландские.

Тем более наши культуры схожи… ритмически. Например, ритм ирландского традиционного танца «рил» похож на ритм нашей «Барыни». Кроме того, многих русских привлекла некая доля экзотики, связанная с ирландской культурой.

Чисто ирландский Riverdance?

Самым популярным в России ирландским коллективом является Riverdance – танцевальная группа. Можно ли судить по его выступлениям о настоящей ирландской культуре?

Вопрос спорный. Флэтли взял элементы настоящих ирландских танцев и соединил их для зрелищности с чикагским стэпом. В его шоу стилизована музыка, она не типично ирландская. Благодаря его коллективу много людей узнало об ирландской культуре и обратилось к ней. Но Флэтли выдает за чисто ирландское то, что таковым не является.

В качестве примера: это то же самое, как если бы все песни Надежды Кадышевой в их эстрадной обработке выдавались за исконно русские – то есть за такие песни, которые и в старину, и сейчас поют у нас бабушки и дедушки.

Святой Патрик и трилистник

Святой Патрик считается покровителем Ирландии. Это святой, который жил в 5 веке. Правда, по национальности он не ирландец, а валлиец. Его в детстве похитили ирландские пираты и привезли в Ирландию. Там он воспитывался и долгое время прожил в плену. Затем был отпущен и отправился в Рим. В Риме принял христианство.

Так как он хорошо знал Ирландию, церковь направила его в эту страну для распространения христианства. Там он бескровно установил эту религию как основную, так как был выдающейся и харизматической личностью.

На примере листка заячьей капусты (а не клевера!) он объяснил первому епископу Ирландии триединство Богородицы: это три листка, которые прикреплены к одному стеблю. Точно так же един Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух.

Дети картофеля

Во время английского ига были введены так называемые карательные законы. Ирландцам запрещалось практически все – торговать, иметь лошадей, выезжать из деревни. Выращенные в Ирландии пшеница и рожь шли на экспорт в Англию. Поэтому народ стал сажать картофель. Он стал для них (как и для русских, белорусов и т.д.) вторым хлебом.

В рационе ирландцев много блюд из лососевой и прочей рыбы. Они очень любят яблочные пироги, которые пекутся из песочного теста. Особенность их кухни: невозможно понять, какое блюдо перед тобой – первое, второе или третье. Нет четкого деления. Обычно их блюдо – это нечто слишком густое для супа и слишком жидкое для второго.

Стереотипы, связанные с Ирландией и ирландцами: правда и ложь

1. Ирландцы носят юбки (килты): ложь. Этот миф стали насаждать в начале ХХ века представители националистически настроенной интеллигенции. Они утверждали, что давным-давно мужчины-ирландцы носили юбки. Но этому факту нет точных исторических подтверждений! Более того, в 1943 году ученый Генри Макклинток в книге «Староирландская и городская одежда» доказал, что килтов у ирландцев никогда не было.

2. Идеализация ИРА: исторически – правда, в современных реалиях – ложь. Начиналась Ирландская республиканская армия с народно-освободительных движений. И их роль и заслуга в освобождении Ирландии от гнета англичан велика. Это в большом количестве отражено в фольклоре. Однако, начиная с 70-х годов, ИРА превратилась в «крышу» для мафии в Северной Ирландии, торгующей наркотиками и оружием. Большая часть населения Ирландии теперь не поддерживает ИРА.

3. Любовь ирландцев к пиву «Гиннес»: правда. Там это темное крепкое пиво называют «жидкой едой». Беднякам оно из-за сытости часто заменяло хлеб. В небольших количествах пиво давали даже детям.

Кто такие ирландцы

Сейчас на острове проживает около 6 миллионов ирландцев. Во время Великого голода (1845-1848 года – неурожай картофеля) 1,5 миллионов ирландцев эмигрировали в Америку и Австралию. Вместе с потомками эмигрантов в мире насчитывается около 40 миллионов представителей этого народа.

Как отметить праздник у себя дома?

«Смена» рекомендует запастись записями ирландских танцев и разучить парочку, собрав компанию друзей и близких. Будет любопытно и приготовить всем вместе несколько ирландских блюд (одно из них – картофельный салат колканнон – крайне напоминает привычный русскому салат оливье, только без горошка и моркови, с изобилием зеленого лука и сметанного соуса. Главное – правильное соотношение специй, среди которых доминирует мускатный орех. Он подается горячим).

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

«Гаражное» искусство

Как бывший автобусный парк превратился в центр современной культуры

«Возвращение бумеранга»

Иван Славинский: от салонной живописи к сюрреализму

в этом номере

Эдмунд Шклярский: «Я – египтянин»

Самый загадочный певец русского рока – о любви, живой виолончели и праздниках

Рига

Фотопутешествие с Юлианом Рибиником