— Да «уколь», а не «укол», ты ничего не понимаешь; это значит, по-чешски, заданный урок.
— Ну, и язык, — ахает Ольга Семеновна, — разве можно научиться? У них урок, у нас укол, у них свежий, у нас черствый. А правописание… Я оставила всякую надежду…
За чаем мама говорит, что если детей пускают, то она поведет Леночку на русский фильм.
Леночка вскакивает и опять садится. О, кино — это ее страсть; прекрасные дворцы, лукавые гибкие красавицы, неустрашимые героические мужчины.
К шести часам возвращается папа. Узнав о проекте вести Леночку в кино, он протестует.
— Elle ne comprendra pas3, — говорит Ольга Николаевна, — но я хочу, чтобы наш ребенок не забывал своей Родины.
Папа пожимает плечами.
— Твое дело, тебе виднее. — Он всегда уступает маме, и говорят, что он — слабый и под башмаком у мамы, но Леночка знает, что это неправда, он просто очень, очень умный, умнее всех на свете, вот и все.
Леночка, с мамой, папой и Верой Семеновной, идет по залитым светом вечерним улицам. Рекламы восхищают ее, витрины неудержимо влекут к своим зеркальным стеклам. Но она не смеет слишком явно восхищаться, ведь в Симбирске, несомненно, ярче освещены улицы и больше и прекраснее витрины. Разве может какая-нибудь страна сравниться с Россией…
Сверкающий вход в кино проглатывает людской поток.
«Carevno Katerino».
При входе происходит спор: Леночку не хотят впустить. Наконец, после долгих препирательств и уверений со стороны мамы, что Леночке меньше семи лет, ее пускают, причем папа что-то сует в руку толстому швейцару.
Леночке немного обидно, что ей так безжалостно уменьшили возраст, но, вспомнив о предстоящей картине, она прощает матери ее ложь.
Во время сеанса, первый раз в жизни, Леночка не соглашается с родными и их громким возмущением и протестом.
Екатерина, прекрасная испанская «кино-стар», очаровала Леночку; ее прическа, костюмы, ее поведение, вплоть до избиения непокорных придворных хлыстом, пиры с неизбежными балалайками, ее столица — Петербург; с картонными церквами, дворец с ручными медведями и чудовищно огромный кокошник пленили Леночкино сердце.
«Во поле березынька стояла…»
«Сижу за решеткой в темнице сырой…» — поет русский хор, скрытый в оркестре, и звук его, вливаясь в безбрежные снежные степи экрана, потрясает Леночку. Ее душа горит, слезы текут из глаз.
Она почти ненавидит своего папочку за то, что он громко хохочет в самых трагических местах; она не понимает, что мама имеет против костюма Екатерины, которая с кокошником на голове, в высоких сапогах со шпорами лихо гарцует на коне.
«Они сами не знают, чего хотят; они не любят Россию, они не умеют ею восхищаться…»
Домой Леночка возвращается молчаливая и задумчивая, в ее душе открывается новый мир.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть. Перевод с английского Виктора Вебера
Детектив
Рассказ