...И как избранные экскурсанты спешили принять участие в «историческом» ремонте. Поразительно, но — факт! На «Аврору» приезжала «потрудиться»... футбольная команда «Зенит» (вроде бы провели субботник). Что могли они сделать? Ну, может быть, берег убрали от грязи. Не знаю. Только всем футболистам за «значительный вклад в ремонтно-восстановительные работы на «Авроре» вручили значки и удостоверения «Участнику...».
Один известный адмирал так с гордостью сказал о «достижениях» в реконструкции «Авроры»:
— Замена подводной части новой сталью позволит еще лет 300 прожить крейсеру! (Лист действительно уникальный: под четыре сантиметра! Такого еще не бывало в мировом кораблестроении!)
И все! Главное, чтоб 300 лет стояло. А что там будет стоять — это уже «детали».
На ремонт «Авроры» планировалось около 50 миллионов рублей. Сколько ушло — хранится в тайне. Мне. когда поинтересовался, объяснили: «Деньги выделил ЦК, нечего тут копаться», ...А на заводе — иные заботы и проблемы.
— Крейсер на воде. Сдали!
— Кто придет на подъем флага? Соловьев (тогдашний первый Ленинградского обкома. — Л. Г.) будет точно!
— Кого наградят, будет ли разнарядка на Героя?
Чем же объяснить все то, что произошло с «Авророй»? И тут я сошлюсь на авторитетное мнение Льва Львовича Поленова, опубликованное в журнале «Нева» в майской книжке за нынешний год.
«Прежде всего — считает известный ученый, — видимо, отсутствием чувства истории у тех. кто решал судьбу корабля-реликвии. Творчество уступило место желанию во что бы то ни стало успеть выполнить ремонтно-восстановительные работы к 70-летнему юбилею Великого Октября. Успеть и отрапортовать. Отсюда пренебрежение мировым опытом сохранения кораблей-памятников...»
Перестройка общества не поспела помочь крейсеру революции — символ Октября сумели все же исковеркать те. кто приспособился под новое время и остался не у своего, но — руля, кто реконструировал не «Аврору», а орденские планки, погоны и кресла!
...У меня дома висит фотография — крейсер стоит в пролете разведенного моста напротив Зимнего.
Кажется, вот она — та живая «Аврора»! И здесь же, на этом фото. СВИДЕТЕЛЬСТВО смерти корабля — рваный борт, как рваное сердце «Авроры». Со временем стал все меньше посматривать на фотографию — душа сжималась от боли: обрамлением снимка служит разорванная подлинная медная обшивка крейсера.
...Неужто выскоблит суета житейская из памяти людской бойцов революции — балтийских моряков, которые не пропивали закладных досок, сердец своих кораблей, а шли и гибли за власть Советов?!
Нет, не верю...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.