Кощунство

Леонид Гуманенко| опубликовано в номере №1500, ноябрь 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

...И как избранные экскурсанты спешили принять участие в «историческом» ремонте. Поразительно, но — факт! На «Аврору» приезжала «потрудиться»... футбольная команда «Зенит» (вроде бы провели субботник). Что могли они сделать? Ну, может быть, берег убрали от грязи. Не знаю. Только всем футболистам за «значительный вклад в ремонтно-восстановительные работы на «Авроре» вручили значки и удостоверения «Участнику...».

Один известный адмирал так с гордостью сказал о «достижениях» в реконструкции «Авроры»:

— Замена подводной части новой сталью позволит еще лет 300 прожить крейсеру! (Лист действительно уникальный: под четыре сантиметра! Такого еще не бывало в мировом кораблестроении!)

И все! Главное, чтоб 300 лет стояло. А что там будет стоять — это уже «детали».

На ремонт «Авроры» планировалось около 50 миллионов рублей. Сколько ушло — хранится в тайне. Мне. когда поинтересовался, объяснили: «Деньги выделил ЦК, нечего тут копаться», ...А на заводе — иные заботы и проблемы.

— Крейсер на воде. Сдали!

— Кто придет на подъем флага? Соловьев (тогдашний первый Ленинградского обкома. — Л. Г.) будет точно!

— Кого наградят, будет ли разнарядка на Героя?

Чем же объяснить все то, что произошло с «Авророй»? И тут я сошлюсь на авторитетное мнение Льва Львовича Поленова, опубликованное в журнале «Нева» в майской книжке за нынешний год.

«Прежде всего — считает известный ученый, — видимо, отсутствием чувства истории у тех. кто решал судьбу корабля-реликвии. Творчество уступило место желанию во что бы то ни стало успеть выполнить ремонтно-восстановительные работы к 70-летнему юбилею Великого Октября. Успеть и отрапортовать. Отсюда пренебрежение мировым опытом сохранения кораблей-памятников...»

Перестройка общества не поспела помочь крейсеру революции — символ Октября сумели все же исковеркать те. кто приспособился под новое время и остался не у своего, но — руля, кто реконструировал не «Аврору», а орденские планки, погоны и кресла!

...У меня дома висит фотография — крейсер стоит в пролете разведенного моста напротив Зимнего.

Кажется, вот она — та живая «Аврора»! И здесь же, на этом фото. СВИДЕТЕЛЬСТВО смерти корабля — рваный борт, как рваное сердце «Авроры». Со временем стал все меньше посматривать на фотографию — душа сжималась от боли: обрамлением снимка служит разорванная подлинная медная обшивка крейсера.

...Неужто выскоблит суета житейская из памяти людской бойцов революции — балтийских моряков, которые не пропивали закладных досок, сердец своих кораблей, а шли и гибли за власть Советов?!

Нет, не верю...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Флетч

Роман. Продолжение. Начало в № 20.