— Да вот же! — в нетерпении раздались голоса рабочих.
Маленькие блестящие «существа» сбились в кучку, будто заняли «круговую оборону» в самом центре необъятного пространства.
Только теперь стало ясно: передо мной — внутренности корабля, о котором опасался уже спросить: «Где же он сам?!» Завороженный зрелищем ярко горящих от блеска механизмов, я в восхищении молчал.
Мастер понял мою заинтересованность и удивление.
— Вы не представляете, сколько дней мы соскребали слои краски, которые наносились уже в советские десятилетия... Думали, так и не доберемся до цветного металла.
Рядом лежали обдирочные и шлифовальные машинки.
— Да вы не смотрите на эти машинки! Соскребали мы все вручную, боялись случайно поцарапать. А потом несколько дней полировали. Вот они и блестят так ярко!
— Красиво?!
Рабочие чуть посторонились, открывая для полного обозрения их труд...
— А что проверять-то надо? — спрашиваю неуверенно.
— Да вы просто посмотрите: все отполировано, царапин нет... и все. А мы их отправим на спецсклад.
Поодаль от механизмов повсюду валялись болты, гайки, валы — тоже из цветных металлов.
Я наклонился и потрогал необычный латунный вал с резьбой. Время оставило на нем свои отметины: сколы, забоины — возможно, от многочисленных переборок и ремонтов... Из заводской пыли выглядывали и другие детали.
— А это все куда? — посмотрел я по сторонам.
— Вообще-то механизмы необычные, — начал пояснять мастер. — По-моему, среди них — и первые роторные в России. Мы, когда разбирали, даже удивлялись: до чего можно было додуматься сто лет назад! Сейчас таких нигде нет. Но, наверное, все пойдет в переплав.
Кто-то рядом с наигранным пафосом продекламировал:
— Стране нужен металл! Все лишнее в литейку!
Один из рабочих сказал:
— Механизмы-то внутри пустые... Обидно. Мы бы могли их восстановить. А теперь поздно — все готово под покраску!
— Какую покраску? — растерялся я.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.