— Вот и нам непонятно: столько дней драили, любовались, сколько сил ушло — для чего?! А теперь — грунтовать. «Ваши» сказали, дескать, по обычной «схеме», как на все корабли.
Уже собираясь уходить, я обернулся на грязный вал авроровского насоса.
— Все равно ведь — в переплав... Может, отрежете мне от него немного — на память?
— Для вас можем... А все-таки жаль закрашивать такую красоту. Но раз «ваши» сказали, — за качество не беспокойтесь.
И я поспешил к ответственному за ремонт механической части «Авроры».
— Зачем же грунтовать?! Ведь это экспонаты! Это же история!
— Грунтовать надо. Так в технологии «забито». А потом сверху — шаровой!
— Шаровой краской — такие реликвии?! Для чего?! Они же не ржавеют!
— Все надо по ГОСТу. Начальники знают. Все давно решено.
Побывал я и в эллинге (береговой ангар для строительства корабля). Подводная часть корабля отсутствовала. А надводная — была разделена на отсеки голых корпусных конструкций, в которых «Аврора» угадывалась лишь по наличию заклепок (при строительстве крейсера сварка не применялась). Немного успокаивали разъяснения строителей:
— Все реликвии сняты, для надежности, хранятся под строгим учетом и контролем на спецскладе.
Какой там учет! По заводу уже сновали с ведрами гаек, болтов и заклепок от брони «Авроры» — самые проворные и запасливые.
— Да за воротами за одну только такую заклепку, если ее почистить и закрепить на подставку, можно бутылку взять... А если еще подставки сделать из палубного настила самой «Авроры» да с табличкой из бортовой обшивки — такому сувениру цены не будет!
Один из мастеров, увидев мое откровенное изумление, махнул рукой.
— Не нужны уже заклепки! Не знаем, что делать с бронированными листами. Вот задача! Когда их снимали, — не пронумеровали. А форма палубы сложная... Может быть, вообще ставить не придется.
У самой воды, на причале, выстроились штабеля с гнутыми, по форме крейсерской палубы, броневыми листами (их толщина была внушительной). Они чем-то напоминали панцири черепах. На единственной из броневых «панцирей» зияла рваная дыра, распустив наружу бесформенные лепестки великолепного металла. Мне подсказали:
— Это единственная пробоина в броне «Авроры»...
На отшибе береговой черты завода лежало на боку все, что осталось от подводной части крейсера: кормовая оконечность.
Работа кипела — и внутри, и у борта, и под днищем. Спросил сварщиков, разрезающих переборки:
— Что делаете, ребята?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.