В ноябре 1664 года умер маленький сын Мольера - Луи. Отношения с женой не ладились. В их богатом доме на улице Сен-Тома-дю-Лувр было холодно и неуютно. Арманда испытывала уважение к своему мужу, восхищалась его театральным и поэтическим талантом, но этот немолодой уже человек стал ей физически неприятен, даже противен. Ей хотелось веселья, шумного общества нарядных, беспечных, как и она сама, людей.
Самого Мольера подобные собрания не привлекали. Его все больше мучили острые боли в желудке. Кроме того, появились и приступы кашля. В начале 1665 года у супружеской пары родилась дочь – Эспри-Мадлен.
Вскоре король выразил желание, чтобы труппа Мольера находилась под его прямым покровительством. Соответственно, возрастало материальное благополучие актеров, повышался и их социальный статус. Однако порой даже сам Людовик не в силах был защитить своего драматурга от нападок тех, кто считал его еретиком и безбожником, посягающим на главные устои общества.
В мае 1664 года Мольер представил королю и двору три акта еще не законченной пьесы «Тартюф». В этой комедии был изображен лгун, мошенник, лицемер и развратник. И вот этот персонаж, явно опасный для окружающих, был ни кем иным, как… служителем церкви. Против Мольера ополчилось так называемое «Братство святых даров», объединявшее влиятельных светских персон и церковников под покровительством королевы-матери Анны Австрийской. С ними приходилось считаться самому королю, который дружески предупредил Мольера: «Не сердите святош, они - люди беспощадные».
«Тартюф» был запрещен к постановке и увидел свет рампы только через пять лет. Тем временем из-под пера драматурга одна из другой продолжали выходить пьесы: «Дон Жуан», «Мизантроп», «Лекарь поневоле».
Мольера всегда отличала доброта и внимательность к окружающим. На его помощь и поддержку могли рассчитывать не только актеры театра. В 1666 году в одной из бедных трупп, гастролировавших в Париже, он заметил тринадцатилетнего мальчика по имени Мишель-Барон. Ребенок отличался не только поразительными актерскими способностями, но и редкой красотой.
Мольер взял его к себе в дом на воспитание. Он нянчился с ним, как с сыном, и обучал театральному мастерству, в короткий срок добившись удивительных результатов. Арманда, однако, невзлюбила подростка - возможно, из-за его буйного, неуживчивого нрава - и делала все, чтобы выжить его из дома и театра. В конце концов, ей удалось добиться своего - Мишель покинул труппу Мольера. Примерно в это же время отношения между Жаном-Батистом и Армандой ухудшились настолько, что супруги решили жить раздельно.
Мольер снял загородный дом в Отейле под Парижем и с Армандой встречался только в театре. Он снова сблизился со своей бывшей подругой Екатериной Дебри.
В феврале 1669 года король, наконец, разрешил играть «Тартюфа», и пьеса имела оглушительный успех у публики.
В апреле следующего года в труппу после долгих скитаний по провинции вернулся Мишель-Барон. От былой ненависти между ним и Армандой не осталось и следа, а после успеха, который они разделили во время представления пьесы «Психея» в Тюильри, между молодыми людьми установились близкие отношения.
Мольер спокойно воспринял неверность жены и не лишил Барона своей дружбы. Он понимал, что эта связь - только краткая вспышка страсти. А возможно, зная легкомыслие Мишеля, он надеялся, что Арманда, обманутая и покинутая любовником, вернется к нему за утешением.
Так и случилось. Арманда действительно вернулась к Мольеру, и он был абсолютно счастлив. В сентябре 1672 года у них родился сын Пьер-Жан-Арман. Увы, этому малышу суждено было прожить меньше месяца. А еще раньше, в том же году, Мольер потерял подругу своей юности - Мадлену Бежар.
Его уже не радовал успех последних пьес - а ведь это настоящие шедевры: «Мещанин во дворянстве», «Проделки Скапена», «Ученые женщины». Болезнь легких быстро прогрессировала. Он все больше слабел, худел, задыхался, но тешил себя, увы, напрасными надеждами на выздоровление.
Отношения с медициной и врачами у Мольера всегда были непростыми. В общей сложности его перу принадлежат семь пьес об эскулапах, и ни в одной из них образ врачевателя не вызывает сочувствия у зрителя. Удивляться этому не стоит, так как время Мольера было одним из печальнейших в истории медицины, которая тогда представляла собой смесь магии, алхимии и игры на человеческих слабостях. Сам драматург поначалу верил врачам, но, не получая реальной помощи, полностью разочаровался в медицине и изображал ее жрецов не иначе, как шарлатанами.
10 февраля 1673 года Жан-Батист Мольер в последний раз вышел на сцену. Он играл главную роль в своей новой комедии «Мнимый больной». Вряд ли кто-нибудь в зале сознавал трагизм ситуации: смертельно больной актер играл совершенно здорового человека, боящегося умереть…
После представления Мольеру стало плохо. Мишель-Барон с помощью прислуги старался оказать ему помощь. А вот Арманды рядом не было, и никто не знал, где она… Мольер попросил позвать священника. Но лишь после долгих уговоров слуг драматурга кюре приходской церкви согласился прийти к еретику. Тем временем у Мольера пошла кровь горлом… И когда кюре (почти одновременно с Армандой, которую все-таки разыскал Барон) вошел в комнату, Жан-Батист был уже мертв…
Его хоронили только на четвертый день: он не отрекся от своего ремесла, а церковь не разрешала совершать обряды над актерами. Потребовалось вмешательство самого короля. По Парижу ходили слухи о разговоре монарха с парижским архиепископом:
- Насколько вглубь простирается освященная земля? - осведомился Людовик XIV.
- На четыре фута, ваше величество, - ответил тот.
- Тогда благоволите похоронить его на глубине шести футов, и чтобы с этим было покончено.
В 6-м номере читайте об истории непростых отношений Александра Блока и Любови Менделеевой, о том, как сложилась жизнь в России второй жены Павла I принцессы Софии Доротеи в крещении Марии Федоровны, о жизни и творчестве Эрнеста Хэмингуэя, интервью с 14-летним, но уже популярным актером Мироном Лебедевым, новый детектив Наталии Солдатовой «Черный человек» и многое другое.
17 августа 1942 года родился Муслим Магомаев
24 марта 1874 г. родился Гарри Гудини
24 октября 1911 года родился Аркадий Исаакович Райкин
24 декабря 1946 года родился Леонид Алексеевич Филатов