Господин сочинитель

Алла Зубкова|08 Октября 2024, 18:34| опубликовано в номере №1911, январь 2024
  • В закладки
  • Вставить в блог

     На помощь непутевому сыну пришел Поклен-старший, уплативший все долги труппы. Но это не помогло - «Блистательный театр» все равно перестал существовать. Лишь позднее Мольеру стали ясны причины неудачи. Вопреки своему названию, театр оказался отнюдь не блистательным, а очень слабым: не было хорошего репертуара, играли пьесы своих же друзей, часто откровенно плохие. В театре была лишь одна хорошая актриса – Мадлена. Сам же директор, не догадывавшийся о своем комическом даровании, крайне неудачно играл роли трагических героев, да при этом еще и заикался. Однако воля у него была железная, а преданность театру поистине беспредельной. Что же, если Париж не готов признать талант его и товарищей, то ведь есть еще и провинция, где, быть может, повезет больше …

     И хмурым декабрьским утром 1645 года большой фургон на тяжелых деревянных колесах без рессор, запряженный парой ленивых кляч, выехал из Парижа. Тогда труппа господина Мольера еще не знала, что ей предстоит странствовать по дорогам Франции тринадцать лет.

     Это были нелегкие годы. Порой приходилось спать на сеновалах, а играть в деревенских сараях, повесив вместо занавеса какие-то грязные тряпки. Иногда, впрочем, попадали они и в богатые замки, где играли в покоях аристократов. Годы эти сплотили труппу, а Мольеру она стала настоящей семьей. Вот почему тогда и позднее на стольких свадьбах он будет свидетелем, на стольких крестинах - крестным отцом, вот почему он будет так заботливо воспитывать сирот труппы, выводить их в люди!

     В странствиях Мольер возмужал и закалился. Кроме того, оказалось, что он чувствует склонность не только к игре на сцене, но и к написанию пьес. Несмотря на тяжелую работу днем, Мольер начал  по ночам сочинять пьесы для своей труппы. Причем писал он веселые, бесшабашные, порой не очень пристойные фарсы, которые нравились и труппе, и зрителям. Так появились первые одноактные комедии Мольера: «Ревность Барбулье», «Летающий доктор» и многие другие.

     Поначалу автора удивляло, что наибольшим успехом у публики в его фарсах стал пользоваться он сам, игравший смешные роли простаков и обманутых мужей. Со временем все лучше стала играть и вся труппа Мольера, а вместе с мастерством возрастал и успех театра. В Лионе даже был случай, когда в огромной очереди в кассу театра в давке поругались и затем подрались на дуэли  два дворянина…

     Следует заметить, что при всех своих достоинствах Жан-Батист не был образцом добродетели и постоянства. Нравы в актерской среде царили весьма свободные. Со временем у Мадлены появились серьезные поводы для ревности, особенно после того, как к труппе присоединились две молодые, талантливые и очень красивые актрисы:  Тереза - маркиза Дюпарк,  и Екатерина Дебри. И если роман с Терезой закончился у Мольера неудачей, то Екатерина долгое время была его близкой подругой.

Мадлена научилась закрывать глаза на такие вещи. Она верила в гений Мольера и была так мудра и добра, что продолжала с полным самоотречением следовать за ним. Ради молодого драматурга эта замечательная женщина пожертвовала своим талантом трагической актрисы и перешла на вторые роли в комедии – потому что это был жанр, в котором мог блистать Мольер.

     Осенью 1658 года  тридцатишестилетний Мольер, обогащенный наблюдениями и опытом, вернулся в Париж. Друзья и обстоятельства помогли ему получить покровительство принца Филиппа Орлеанского, брата молодого короля Людовика XIV, и уже в конце октября труппа дебютировала  в Гвардейском зале Лувра в присутствии короля и всего двора.

     В тот вечер Мольер поставил на карту свое будущее. Если король будет аплодировать, судьба труппы обеспечена. Если же спектакль не понравится монарху, возможно, придется возвращаться в провинцию, и, скорее всего – навсегда. Обычаи двора требовали, чтобы ставилась трагедия. Увы, пьеса «Никомеда» Корнеля, которую подготовили артисты для королевского спектакля, имела у публики весьма умеренный успех. И тут Мольер решился на отчаянный шаг: выйдя на сцену, он почтительно попросил у его величества разрешения представить «забавную сценку, которую они привезли из провинции». Король милостиво согласился, а уже через несколько минут весь зал хохотал  над довольно грубоватым фарсом «Влюбленный доктор».

Совершенно покоренный, Людовик поздравил Мольера и предоставил  в его распоряжение  зал Пти-Бурбон, примыкающий к Лувру. Именно там 18 ноября 1659 года состоялась премьера новой комедии Мольера «Смешные жеманницы» - событие поистине знаковое для французского театра и литературы. Пьеса имела ошеломляющий успех. Хлопали бешено, а смеялись так, что в зале гасли свечи.

     Однако, высмеивая ложное благочестие, псевдоученость и фальшивое человеколюбие, Мольер вызвал немалое раздражение тех, кто являлся носителем этих качеств. Нападки на него еще более усилились после постановки новой пьесы «Сганарель, или Мнимый рогоносец». Вскоре недоброжелатели драматурга перешли к решительным действиям. Использовав свои связи при дворе, они добились от де Ратабона  (смотрителя королевских зданий)  решения снести театр, в котором давала представление труппа Мольера. Вызвано это было якобы необходимостью расширения дворцовых помещений Лувра.

     Но за Мольера вступился сам король. Он отдал труппе огромный зал во дворце Пале-Рояль, где когда-то кардинал Ришелье пробовал создать свой театр. Ну а преемник Ришелье кардинал Мазарини преподнес  труппе три тысячи ливров на покрытие расходов по ремонту здания. Великолепный зал вмещал около полутора тысяч зрителей. Особо привилегированная публика размещалась прямо на сцене, по обеим ее сторонам.

     В июне 1661 года в Пале-Рояль была представлена зрителям новая комедия Мольера «Школа мужей». В этой пьесе впервые на сцене появилась очень молодая, грациозная актриса Арманда Бежар, младшая сестра Мадлены, которая   еще ребенком присутствовала при создании «Блистательного театра».

Арманда родилась в январе 1642 года, а когда ее отец умер, Мольер помогал Мадлене воспитывать девочку. Теперь же он мечтал назвать ее своей женой. Смущала его лишь разница в возрасте. Ему - сорок (по тем временам возраст весьма почтенный), ей - едва исполнилось двадцать. Выходило, что он, так безжалостно насмехавшийся над стариками, волочащимися за молоденькими девушками,  сам попал в эту ловушку!

     Но Мольер гнал от себя все сомнения. 20 февраля 1662 года в церкви Сен-Жермен-л’Осерруа состоялось торжественное бракосочетание Жана-Батиста Поклена и Арманды-Грезинды Бежар. Мадлена стойко перенесла это событие и вместе с другими свидетелями подписала брачный договор.

     Однако недоброжелатели, которых было много, воспользовались ситуацией  и стали распространять по Парижу служи о том, что Арманда вовсе не сестра Мадлены, а ее дочь, и что отцом ее является сам Мольер. Показательн, что Людовик XIV, получивший подобный донос на Мольера, не только не лишил драматурга своего покровительства, но и согласился стать крестным отцом его старшего сына. Вряд ли король пошел на такой шаг, если бы было малейшее сомнение в происхождении  Арманды.

     Тем не менее, особенно широко рассказы о «грехах» Мольера стали распространяться уже после его смерти. В 1688 году появились анонимные записки «Знаменитая комедиантка». Именно  эта книга, переиздававшаяся много раз, создала отрицательный образ Мольера для потомков. Ложь, многократно повторенная, а затем поддержанная достаточно серьезными людьми, стала похожа на правду …

 

     В январе 1664 года в жизни Мольера произошло радостное событие: у него родился сын, которому дали имя Луи.

     Пьесы Жана-Батиста по-прежнему пользовались огромным успехом, впрочем, иногда этот успех имел и обратную сторону. Например, в пьесе «Критика на «Школу жен», Мольер вывел персонажа – некоего глуповатого маркиза. Одному из придворных Людовика XIV, маркизу де ла Фейяду, показалось, что в этом комичном персонаже изобразили его. Через несколько дней после премьеры, встретив Мольера, он бросился к нему с объятьями и, прижав его к груди, остро ограненными бриллиантовыми пуговицами на своем камзоле в кровь расцарапал драматургу лицо…

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о  трагической судьбе  Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны,  о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой  «Плакальщица» и  многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Спасительная ладошка

24 декабря 1946 года родился Леонид Алексеевич Филатов