Кто-то из мудрых заметил, что реки не только отражают в своих водах города, стоящие по их берегам, но и сами являются частью этих городов. Думаю, нехитрая сама по себе мысль несет смысл более глубокий, чем это кажется на первый взгляд, и высказавший ее имел в виду не столько географическую сторону дела, сколько временную, историческую. Полноводная река отражает в себе не просто города, а их постоянное развитие, их жизнь, являясь свидетельницей и участницей этой жизни.
Наверное, замечали, как много древних умозаключений, дошедших до нас, связано с бегущим потоком. Не оттого ли, что предки наши любили пофилософствовать у воды, спокойный или стремительный бег которой рождал мысли, легко ассоциировавшиеся с тем, что представало перед глазами?
Среди окружающей нас природы поток – одно из самых впечатляющих явлений. Тут и безостановочность движения, и сила, и целеустремленность. Тут постоянство и удивительная склонность
к изменчивости. В нем неудержимое стремление к росту, развитию: от ручья к речке, от речки к реке. Здесь все, что дает пищу раздумьям.
Потому автор и вспомнил о бегущей воде, что познакомился и увидел своими глазами движение, поток, постепенно накапливающий силы для роста, развития, имя которому – Московский автозавод имени Ленинского комсомола.
Рассказывать об АЗЛК непросто, потому что, как всякое крупное современное предприятие, он многолик и каждая сторона его жизни достойна самостоятельного рассказа. Ограничусь перечислением. Только в прошлую пятилетку завод построил для своих рабочих 255 тысяч квадратных метров жилья. На предприятии отличные общежития, стадион, плавательный бассейн, спортивный комплекс с легкоатлетическим манежем и спортзалами, клуб, дом отдыха в Крыму и база отдыха на реке Мере, пионерские лагеря. Завершается строительство крытого катка и Дворца культуры. При заводе функционирует профтехучилище на базе средней школы.
Но главное, что требует строить и современные квартиры, и стадионы, и дома отдыха, и пионерские лагеря, – производство. О нем и пойдет наш рассказ.
Из кабинета генерального директора производственного объединения
«Москвич» Валентина Петровича Коломникова видна лишь небольшая часть территории завода. (В то время, когда этот номер журнала находился в производстве, В. П. Коломников был назначен заместителем министра автомобильной промышленности СССР.) Цехи торцами выходят на зеленую аллею, которая идет прямо от главной проходной. Трудно охватить все пространство. Поэтому, слушая рассказ хозяина кабинета, я поглядываю на планкарту, где разной штриховкой показано, как начинался завод, как обрастал цехами, как недавно появилась новая территория, отстоящая от прежней на целый перегон таганского радиуса столичного метрополитена.
На стене противоположного заводоуправлению четырехэтажного здания – большое мозаичное полотно. Каждому этажу соответствует своя картинка. Каждая картинка – этап в истории АЗЛК. Я слушал Валентина Петровича, сверяя его слова с иллюстрациями за окном.
– Наше предприятие – первый в стране автомобильный конвейерный завод. Он был задуман как филиал гиганта первой пятилетки – Горьковского автозавода. Пока тот строился, у нас было создано комплексное автосборочное производство, где готовились кадры для будущего ГАЗа, осваивалась новая для нашей страны конвейерная сборка. Когда в 1932 году автомобильный гигант на Волге был пущен, мы стали работать на его комплектующих узлах.
Работающий завод – живой организм. Он рос, развивался, кадры, которые строили его и без отрыва от производства обучались новому делу, закреплялись здесь, а не ехали, как предполагалось, в Горький. Образовался большой коллектив опытных инженеров, технологов, конструкторов, слесарей-сборщиков, рабочих-металлистов, шо феров-ислытателей, которых не устраивало положение филиала.
– Как раз в то время, – продолжал Колошников, – молодой инженер Зимилев подал идею начать в стране выпуск малолитражных автомобилей. Производство их решили наладить на заводе имени КИМа, как тогда называлось наше предприятие. Перед войной успели выпустить всего пятьсот автомашин марки «КИМ-10».
Уже после войны была освоена малолитражка «Москвич», которая за прошедшие тридцать лет многократно видоизменялась, совершенствовалась, сохраняя в неприкосновенности разве только свое имя, которое носит теперь и все производственное объединение. В 1968 году, в пятидесятую годовщину ВЛКСМ, нашему заводу было присвоено имя Ленинского комсомола. Кроме того, в объединение входят завод-филиал в Кинешме и агрегатный в Лихославле, а также ряд предприятий. некогда самостоятельных, ныне работающих на правах цехов АЗЛК.
В тот день, когда я был у генерального директора, на АЗЛК собрали 614 новеньких «Москвичей». Это на четырнадцать машин больше плана, но все-таки меньше, чем завод может дать при нынешней технологической схеме. В этом году запланирован выпуск 180 тысяч машин. Количество запущенных недавно в производство новых моделей «2138» и «2140» должно вырасти до 200 тысяч, но имеются резервы поднять его еще тысяч на 40. Ныне АЗЛК – второе после ВАЗа предприятие страны по выпуску легковых автомобилей. Однако нужно помнить, что в Тольятти на сборке работает шесть конвейерных «ниток», здесь – две.
– Когда в 1968 году мы обсуждали вопрос о перспективном развитии АЗЛК. – вспоминает Коломников, – стало ясно, что в рамках старой промплощадки исключалась возможность монтажа нового оборудования и перехода не только на современный автомобиль, но и на его подобие.
Перед нами встала дилемма: либо проводить коренную модернизацию, либо через три-четыре года превратиться в завод запасных частей. Ведь со старой моделью мы не могли конкурировать не только на внешнем, но даже на внутреннем рынке: ее репутация падала.
Новую площадку выделили в стороне от завода, на месте бывшей свалки.
Все понимали: качество продукции зависит от того, насколько современными окажутся смонтированное в новых корпусах оборудование, технологические схемы, организация производства, насколько современной будет модель автомобиля. При проектировании и строительстве мы постарались учесть последние достижения мирового автомобилестроения. Плодотворным оказалось сотрудничество в этой области с фирмой «Рено».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Беседуют солист Большого театра А. Огнивцев и маршал Советского Союза И.Баграмян