Новая территория пущена в 1971 году. Это позволило значительно увеличить мощности завода. Это был качественно новый скачок вперед, так как закладывалась база роста производства на несколько будущих пятилеток.
– Значит ли это, Валентин Петрович, что завод, сообразуясь со спросом и модой, вскоре не только сменит нынешнюю модель, но и заранее уже прикидывает, какой она будет? – не удержался я. – И вообще как идет сам поиск автомобиля будущего?
– Если коротко – поиск диктуется необходимостью. Сначала нужно знать, чего мы хотим, потом утке нащупывать пути к намеченной цели.
– А если подробнее?
– Многие автомобилисты задаются таким вопросом: что лучше – «Москвич» или «Жигули»? Класс у этих двух машин один. И все же они разные. И сравнивать их в общем-то нельзя. «Жигули» – городской, прогулочный автомобиль, требующий хороших дорог. «Москвич» – машина для более тяжелых условий. Так уж «исторически» сложилось. Когда мы создавали первый «Москвич», парк легковых автомобилей в стране был незначительным, а модстей всего две: «Победа» (после нее «Волга») и «Москвич». Эти модели должны были удовлетворить потребности и запросы всех районов нашей страны. Чтобы одолевать сельские проселки, «Москвич» должен был быть прочным, надежным, пусть даже за счет лишнего расхода металла. Ему прощали внешнюю неказистость, невысокий комфорт, помня о грузоподъемности, неприхотливости и проходимости. Помните авторалли «Лондон – Сидней»? Условия гонок были чрезвычайно тяжелыми. Но все участвовавшие «Москвичи» благополучно добрались до финиша.
«Жигули» позволили более четко
выкристаллизоваться вкусам автолюбителей. Для одних машина была роскошью, для других средством передвижения. Может быть, я несколько усиливаю акценты, но суть все-таки в том, что даже в одном классе нашей стране нужны разные по назначению машины. «Москвич» пойдет своим путем, и, надеюсь, его дороги с «Жигулями» не пересекутся. Хотя... – Коломников задумался, – недавно ВАЗ предложил «Ниву» – новую модель на высокой подвеске, очень удобную для села. Это стимул для нас. Если хотите – вызов.
– Почему?
– «Нива» более молодой автомобиль, и он вторгается в ту область, которая традиционно принадлежала «Москвичу». Мы не можем позволить, чтобы наша машина в чем-то уступала новым «Жигулям».
– Какое это имеет значение, если два завода все еще не могут насытить рынок?
– Кроме насыщения рынка, остается еще и репутация завода, автомобиля. Три-четыре года назад «Москвич» у нас в стране пользовался более высоким спросом, чем «Жигули». Теперь ситуация – мы изучали – изменилась.
– Значит, вы можете отстать, работая с ориентиром только на сегодняшнее состояние рынка?
– Конечно. Мы еще не вышли на полную мощность с моделями «2138» и «2140», но утке знаем, что к концу пятилетки с конвейера пойдет новая машина повышенной комфортабельности. Работа над ней уже идет.
А если говорить о более отдаленной перспективе, то мы считаем себя вправе запять место в производстве машин отсутствующего пока в нашем автостроении класса – нечто среднее между «Волгой» и «Москвичом». Эти автомобили будут иметь двигатель мощностью около ста лошадиных сил при объеме цилиндров в 1600 – 1700 кубических сантиметров. Они будут более вместительны, комфортабельны, безопасны. Так что уже сегодня мы знаем, какие автомобили будем строить через пять и через десять лет.
Мне еще раз захотелось прикинуть, насколько убедительно мое первоначальное сравнение завода с рекой. В принципе задуманная схема не противоречила фактам. Были у завода разные времена. То бурлил он вешним потоком, то уставшей рекой размеренно петлял по широким долинам. Случалось, река эта запутывалась в старицах, ток замедлялся настолько, что грозил остановиться вовсе, и приходилось пробивать ей новое русло, чтобы помочь ее ходу увеличить скорость и набрать новую мощь.
Я решил пройти всю эту реку от истока до устья. Короче говоря, захотелось пройти все этапы изготовления автомобиля.
К счастью, я сразу понял фантастичность и нереальность этой затеи.
«Москвич» новых моделей «2138» и «2140», как мне сказали, состоит из нескольких тысяч деталей. И хотя точного числа никто назвать не мог, я понял, что, будь этих «тысяч» не несколько, а только одна, мое путешествие грозило затянуться на год.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Роман
Беседуют солист Большого театра А. Огнивцев и маршал Советского Союза И.Баграмян