Недалеко от Рублевского шоссе, на склонах высоких холмов, раскинулось старое подмосковное село Крылатское. Ровные, пологие склоны над Москвой-рекой, длинный, поросший осокой овраг издавна были местом тренировок горнолыжников и мотогонщиков. Но вот не так давно в Крылатском появились представители нового вида спорта – «летающие люди», или дельтапланеристы, если соблюдать спортивную терминологию. На одну из тренировок председатель московского клуба «Дельтаплан» Виктор Козьмин пригласил нас.
По традиции он должен первым «попробовать ветер». Козьмин надевает горные ботинки и шлем, затем снимает с «Жигулей» аппарат и быстро готовит его к полету.
– При сильном ветре неопытный спортсмен рискует спланировать на воду, – сказал он, – или даже на крышу одного из домов. Поэтому с верхней точки мы разрешаем взлетать только тем, кто прошел полный курс тренировки, да и то при ветре, скорость которого не превышает 10 метров в секунду. «Взлетать». Это казалось фантастикой – человек «надевает» крылья и поднимается в небо прямо с земли. Фантастика фантастикой, но это происходит именно так.
Виктор пристегнул себя ремнями к аппарату, слегка качнул крыльями, проверяя равновесие, сделал несколько быстрых шагов по направлению к оврагу, сильно и резко оттолкнулся от края склона и, подхваченный ветром, взмыл в воздух. Несколько секунд он летел почти горизонтально, и белые крылья дельтаплана казались огромным парусом, медленно плывущим в небе по воле пилота. Но вот Виктор наклонил тело вперед, увеличив таким образом скорость планирования, и изменил направление полета. Затем еще один поворот, и, взяв курс к реке, Виктор исчез за домами.
Я стоял на склоне горы, откуда взлетел в небо Козьмин, и вспоминал слова одного из пионеров отечественного дельтапланеризма: «Надев на себя ремни дельтаплана и оторвавшись от земли, вы не станете птицей, но вы уже никогда не будете ей завидовать, потому что испытали ни с чем не сравнимые ощущения управляемого парения».
Дельтапланеризм, наверное, самый молодой вид спорта в нашей стране.
Если несколько лет назад спортсменов-дельтапланеристов были буквально единицы, то сегодня их уже больше тысячи. И с каждым днем энтузиастов этого увлекательного спорта становится все больше и больше. Потому что, кроме физического закаливания, дельтапланеризм воспитывает в людях такие качества, как воля, мужество, выдержка, умение владеть собой.
Доктор физико-математических наук, заместитель директора одного из академических институтов, мастер спорта по водным лыжам Михаил Гохберг познакомился с дельтапланеризмом в 1971 году во время работы с французскими учеными. Однажды его пригласили посмотреть на полеты дельтапланеристов, взлетающих с воды. Он посмотрел, затем сам попробовал полетать и с той минуты на всю жизнь влюбился в шелковые крылья. Тогдашний чемпион мира по дельтапланеризму Бернард Дениса любезно предоставил возможность советскому ученому скопировать свой аппарат. Так Гохберг привез его чертежи домой, в Москву, и построил первый дельтаплан.
Что же это такое – дельтаплан? 20 квадратных метров капрона или дакрона для несущей плоскости, которая крепится на каркас из нескольких дюралевых балок, стянутых тросами у ручки аппарата. Ручка и выполняет роль штурвала. Конструктивно это тот же воздушный змей, который скользит в небе, поддерживаемый потоками воздуха. С той лишь разницей, что дельтапланом управляют не с земли, а непосредственно в небе. От формы, размеров несущей плоскости, устройства ручки, соединительных узлов зависят летные возможности аппарата, его аэродинамические качества.
В 1972 году Гохберг совершает несколько тренировочных полетов с небольших высот, зимой следующего года он на своем бело-оранжевом аппарате планирует с Чегета. С тех пор, пожалуй, и начинается эра советского дельтапланеризма. Сотни энтузиастов буквально заваливают его письмами с просьбой выслать чертежи дельтаплана. В различных городах страны при комитетах комсомола учебных заведений, предприятий, в комитетах ДОСААФ создаются секции дельтапланеристов. Их членами становятся школьники и студенты, учащиеся ГПТУ и даже... пенсионеры, ибо новый вид спорта не имеет возрастного ценза. Необходимы лишь достаточная физическая подготовка, специальные навыки и, конечно, высота. Уже сейчас спортсмены летают с Монблана, Фудзиямы, Килиманджаро. Стремление дельтапланеристов к высоте естественно: чем выше их стартовая площадка, тем продолжительнее планирование.
Прошло несколько лет со дня первого полета, а белые, оранжевые, голубые паруса парят уже не только над Москвой, но и над Новосибирском и Ригой, Томском и Киевом, Минском и Казанью, Ростовом-на-Дону и Курском. В марте 1976 года в Карпатах состоялся первый Всесоюзный слет дельтапланеристов, собравший представителей почти всех секций страны.
...Ветер усиливается. Отлетав и приземлившись на дне оврага, Виктор Козьмин, не снимая «крыльев», взбирается к нам наверх, поддерживаемый мощными струями воздуха; кажется, что он едва касается подошвами склона. Очередь лететь его товарищу по клубу Борису Белявскому. Он надевает шлем и очки, которые защищают глаза от встречного воздушного потока и слепящей белизны снега. Внезапно Козьмин останавливает его:
– Надо немного переждать. Слишком порывистый ветер.
В таких делах с Козьминым не спорят, потому что он не только руководитель тренировок, но и один из самых опытных спортсменов клуба: у него больше ста пятидесяти полетов в самых различных условиях. С его участием построены почти все аппараты, которыми располагает клуб, а их сейчас уже около 20.
Пока на крылатских склонах нелетная обстановка, Козьмин рассказывает о людях, для которых полеты на дельтапланах стали самым большим и прекрасным увлечением в жизни. Оказывается, среди членов столичного клуба немало тех, чья судьба так или иначе связана с авиацией. Это студенты МАИ, будущие инженеры-авиаторы, а также те, кто не так давно простился с работой в небе, но, придя в «Дельтаплан», обрел небо вновь. Бывшие летчики-испытатели, пилоты сверхзвуковых машин в один голос утверждают, что ощущения во время планирования на дельтаплане не менее остры, чем при работе за настоящим штурвалом.
– Однажды к нам в клуб пришла группа ребят лет пятнадцати-шестнадцати. Спросили, кто у нас самый главный, и объяснили, что хотят получить консультацию перед полетами на собственном аппарате. Прихожу с ними в их, так называемую мастерскую, размещенную в старом сарае, и вижу дельтаплан. То, что конструкция оказалась далека от совершенства, определить было несложно, дело в другом. Ребята показывали свой аппарат с такой гордостью и влюбленностью, что огорчить их сразу значило оскорбить в лучших чувствах. Я посоветовал им пока не летать, придравшись к каким-то мелочам, и пригласил прийти в клуб. Через несколько дней они сами поняли свои ошибки, исправлять которые мы принялись сообща. Словом, ребята стали завзятыми дельтапланеристами, и мне думается, это увлечение поможет им при выборе своего жизненного маршрута. Вот в такой «авиаориентации» молодежи я вижу одну из главных задач нашего клуба. Странная вещь: в эпоху комфортабельных скоростных автомобилей мы садимся в обыкновенные деревянные сани, чтобы с удовольствием принять удары ветра и снежных брызг в лицо; в эпоху сверхзвуковых лайнеров мы создаем простые аппараты и при помощи их взмываем в небо, чтобы ощутить высоту, чтобы почувствовать, как воздушный парус повинуется нашим мускулам и воле. Не есть ли это неистребимое человеческое стремление испытать себя в единоборстве с природой, ощутить свое единство с ней?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.