Главный конвейер

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1191, январь 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

От момента, когда машина встала на колеса, и до ее первого самостоятельного шага – всего восемь минут. За это время «Москвичу» отрегулируют свет, установят облицовку радиатора (последние четыре винта!), проверят сигнал. Как каждый новорожденный своим первым криком, он объявит миру, что уже живет. Слесарь-сдатчик и контролер-приемщик сядут в него первыми пассажирами, помигают огнями, заведут двигатель, погоняют его на холостых оборотах, отрегулируют и скатятся своим ходом с конвейера на площадку, где их уже ждут водители-испытатели.

Ни музыки, ни бутылки шампанского. Только немного сизого дыма. А потом восемь километров по заводскому автодрому – и в путь, навстречу покупателям и дальним дорогам...

Могучая все-таки штука конвейер. Задавая ритм сборке, он даже стороннего наблюдателя заставляет двигаться вместе с ним, не давая возможности оглянуться, осмотреться, подумать.

Вот мы с ходу проскочили «главный», а увидели лишь внешние, самые броские его атрибуты. А ведь это устье реки. Сюда сошлись все потоки, большие и малые, и потому она раздалась, стала глубже. Остановимся, заглянем в ее глубину.

Элементарная аксиома: четкий ритм на конвейере – залог наивысшей производительности и гарантия работы без нервозности. Но чтобы достичь этого четкого ритма, необходимо решить целый комплекс различных по своей сути задач, используя для этого новейшие достижения технического прогресса и научной организации труда.

Возьмем снабжение конвейера всем тем, из чего собирается автомобиль. Я уже говорил, что электронно-счетная машина помогает приходить из разных мест в заданную точку узлам и деталям одной модели. Но ЭВМ следит и за тем, сколько и каких комплектов узлов и деталей находится на сборке, на какое время работы их хватит, когда и какое количество нужно подать еще. ЭВМ позволяет диспетчерской главного постоянно держать руку на его пульсе. вовремя предупреждать сбои в его ритме.

Так же четко выдается информация и о работе остальных цехов завода.

Высокая производительность труда, благодаря которой конвейер вот уже несколько десятилетий царствует в массовом сборочном производстве, достигается, помимо всего прочего, расчленением операций на мельчайшие составные части. Упрощается труд, движения сборщика доводятся до автоматизма, следовательно, растет производительность.

Я останавливался в разных точках главного конвейера, считал, множил, сопоставлял.

В самом начале его есть такая операция: рабочий должен в днище проплывающего кузова прогнать резьбу в десяти отверстиях. Резьба-то уже была нарезана, но когда кузов мастичили, красили, отверстия частично затекли, и крепежные болты в них не пойдут. Отверстия имеют резьбу двух размеров. Поэтому на стеллаже два пневматических пистолета с метчиками. Вращает их сжатый воздух, и задача сборщика проще простого: попасть метчиком куда следует, а там дело пойдет. Машина плывет, и он встречает ее чуть впереди, идет с нею рядом, меняет пистолет, продолжает идти – и все прогоняет, прогоняет резьбу. 10 отверстий на кузов, 1500 – за смену. Мечик податливо вонзается в днище, обратный ход, снова укол, еще, еще. Возвращение в исходную точку, где тебя уже ждет следующий кузов. Конвейер движется со скоростью 2,6 метра в минуту. Нужно успеть сделать свои десять проколов. Ввинчивать винты не тебе – соседу.

Как объяснили в отделе кадров, каждый сборщик главного конвейера тратит на одну машину примерно 3.1 минуты. К этой расчетно-технической норме приходят от годового фонда рабочего времени и годовой программы завода. Представляете, сколько потребовалось труда на расчленение идущих последовательно друг за другом операций, чтобы у каждого из 88 сборщиков получалось их на 3,1 минуты. На АЗЛК знают цену времени.

Но я не об этом. Я о том, какие жесткие и четкие рамки устанавливает главный конвейер, какой дисциплины требует от рабочих, руководителей, диспетчеров, снабженцев, смежников – ото всех, только для того, чтобы каждую минуту сорок пять секунд с двух параллельных его ниток скатывались две новенькие легковушки. Он учит считать, заставляет работать, он помогает добиваться наивысшей производительности.

Но вот что еще важно: конвейер прививает работающему на нем человеку серьезное отношение к делу. Когда передовикам АЗЛК вручали в Кремле награды за работу в 9-й пятилетке, оказалось, что 13 из 250 награжденных – бывшие работники главного конвейера, а четверо трудятся там до сих пор. Даже уйдя с конвейера в другие цеха, сборщики остались передовиками производства. Обретенная трудовая привычка помогла легко приспособиться к другим производствам.

Если на всем предприятии разными видами обучения охвачено 30 процентов рабочих, на конвейере учится каждый второй. Тут сильнейшие спортсмены завода. Другими словами, работа на потоке оставляет силы и для физической и для умственной нагрузки. Конечно, нужно учитывать, что в цехе сборки № 1 восемьдесят процентов рабочих моложе 30 лет, а энергии у молодежи хватает, как известно, на все.

Я беседовал об этом с Владимиром Гаврилюком, секретарем комсомольского бюро цеха сборки № 1. Мнение 26-летнего вожака 564 комсомольцев было тем более ценным, что основывалось на его личном опыте. Он пришел на АЗЛК восемь лет назад. Сначала был тут на практике – учился тогда в профтехучилище в Луцке, – потом уже поступил работать постоянно. Отсюда ушел в армию, сюда же вернулся после службы. Видел, как начиналось строительство новых цехов, пять лет проработал здесь слесарем-сборщиком и практически освоил все рабочие места.

– Что же ты прыгал с одной операции на другую? – задаю Володе вопрос с подвохом.

– Да нет, не прыгал. Когда знаешь много операций, можешь кого-то подменить, выручить производство. А потом – самому так удобнее: надоедает делать одно и то же. Представляете, за смену нужно поставить 150 масляных радиаторов, 900 болтов ввинтить. Конечно, работаешь пневматическим дез-утором легко, но надоедает. Да и прыгать все время из кузова в кузов хорошо только до определенного возраста.

На проблему конвейера у него свой взгляд.

– Все зависит от характера человека. Одним монотонность не по нутру. Другие, наоборот, не любят менять операции. Некоторых мы отсюда и на пенсию провожали...

В правоте этих слов я смог убедиться всего в полсотни метрах от его рабочего места.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Лицо, прекрасное, как мир

Беседуют солист Большого театра А. Огнивцев и маршал Советского Союза И.Баграмян