Экономия – как дело комсомольское

  • В закладки
  • Вставить в блог

«Важно развернуть массовое движение трудящихся за всемерную экономию в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве, в непроизводственной сфере и в управлении. Каждый советский человек должен активно включиться в борьбу за экономию и бережливость на производстве и в быту, вносить свой конкретный вклад в это общенародное дело».

Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР

«Об усилении работы по экономии и рациональному использованию

сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов»

Программное требование XXVI съезда КПСС в одиннадцатой пятилетке выражено в ставших уже крылатыми словах: «Экономика должна быть экономной». Возрастает роль комсомольских организаций в воспитании у молодежи хозяйского отношения к труду, к общественной собственности, к народному добру.

В статьях, предлагаемых читателю в этом номере, делятся своим опытом и мыслями об экономии как категории труда и нравственности разные авторы: комсомольский работник, бригадир, экономист. Круг поднимаемых ими вопросов важен, на наш взгляд, интересен. Однако многообразие дел и задач этими выступлениями, естественно, не исчерпывается. Продолжить тему мы приглашаем наших читателей, и прежде всего – молодых рабочих. Мы предлагаем написать о своем месте и месте своих коллективов во всенародном походе за выполнение и перевыполнение заданий по экономии сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов;

– увеличение выпуска нужной народному хозяйству продукции из сбереженного сырья, материалов;

– вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, промышленных и бытовых отходов, попутных продуктов, местных видов сырья и материалов;

– сокращение потерь металла, топлива, энергии, сельскохозяйственной продукции при их транспортировке, переработке, хранении.

Экономия сегодня – крупнейшая хозяйственная задача. Общенародное дело экономии должно стать личным делом каждого молодого труженика.

Число – умение – реальная польза

Евгений Кузнецов, секретарь комитета ВЛКСМ Рыбинского ордена Ленина производственного объединения моторостроения

Можно ли сэкономить... на прошлогоднем снеге? Вопрос не ради шутки. Даже на этом наше объединение ежегодно сберегает немало средств, труда, горючего. Сейчас уже и не вспомнишь, кто первый, наблюдая, как тяжелые самосвалы увозят снег с заводского двора, подумал: а зачем? Разумеется, чистить территорию необходимо, но снег приходится вывозить за городскую черту, за несколько десятков километров – очень накладно для предприятия получается. И тогда построили прямо на заводе, на пустом клочке земли, простенькое сооружение – что-то вроде бункера с подогревом. Снег с самосвалов сваливается в емкость, быстро тает и без всяких перевозок уходит в канализацию. Таким образом, за зиму экономятся сотни литров бензина, рабочее время шоферов, меньше изнашиваются автомашины.

Я сознательно начал с примера, непосредственно не касающегося основного производства. Мне кажется, он очень наглядно показывает, что возможность экономить есть везде, стоит только повнимательнее приглядеться. Говорят, в одном цвете художник видит множество оттенков, в обычном – необычное; наверное, и для работников промышленности важен такой же дар: умение не просто смотреть, но и видеть. Раньше, говоря об экономии и бережливости, мы все же имели в виду очевидные резервы – выброшенный на свалку металл, невыключенные лампочки и так далее. А если попробовать копнуть глубже? Для этого и необходимо суметь увидеть необычное в обычном: в примелькавшейся, привычной технике, технологии, организации труда – новые решения, формы, новые возможности работать эффективней, рачительней. Без такого умения, думаю, нельзя хозяйствовать по-настоящему экономно. Уж что, кажется, привычней, чем зимняя вывозка снега? Однако, как видите, даже в таком вроде бы «безнадежном» с точки зрения экономии деле может быть простое и нестандартное усовершенствование.

А теперь должен признаться, что сам я об этом факте узнал недавно и поначалу не придал ему особого значения. И, очевидно, напрасно. Мы часто ломаем голову, как сделать интересней, эффективней занятия в сети комсомольского политпросвещения, экономическую учебу, а когда сама жизнь предлагает необычные, интересные, просящиеся в блокнот пропагандиста факты, почему-то проходим мимо, нередко даже не знаем о них. Пропагандисты на занятиях много рассуждают об экономии вообще, оперируют глобальными цифрами – и навевают иной раз неодолимую скуку на молодых слушателей. Общие знания, конечно, тоже необходимы. Но нам нужно, чтобы знания работали, воплощались в конкретные предложения по экономии. И тут-то живые примеры выдумки, изобретательности, проявленные нашими заводчанами, могли бы заинтересовать молодежь, дать толчок ее собственной инициативе, заставить по-новому посмотреть на свое привычное рабочее место, свой участок, цех: а нельзя ли и здесь что-то придумать?..

Мы выпускаем двигатели для флагмана Аэрофлота самолета ИЛ-62М; дизели для тракторов, экскаваторов, дорожных машин, передвижных электростанций, буровых установок. Делаем также полюбившиеся северянам и сибирякам снегоходы «Буран».

Рыбинские дизели отличают простота конструкции, экономичность, надежность и долговечность. По моторесурсу и надежности они имеют самый высокий, в стране уровень среди дизелей своего класса. А пропашной трактор ЮМЗ-6 с нашим дизелем признан лучшим образцом сельскохозяйственной техники в СССР. Сто процентов продукции, подлежащей аттестации, выпускается с государственным Знаком качества.

Может сложиться впечатление: раз на заводе все так хорошо, то нам остается лишь поддерживать заведенный порядок... Однако этот порядок стоил нам весьма недешево. На единицу продукции затрачивалось времени, труда, материалов явно больше, чем нужно.

Карл Маркс писал, что всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. В самом деле, когда станочник переводит в стружку гору металла, то ее по крайней мере можно собрать и отправить на переплавку, а время, затраченное на никому не нужную работу, пропало безвозвратно. Когда рабочий из-за плохой организации труда полдня простаивает, можно поднатужиться и штурмом одолеть план, но никто уже не вернет продукцию, которую он мог сделать, но не сделал – потому что нельзя повернуть время вспять. Где-то я прочитал запомнившуюся фразу: самый верный и богатый источник экономии – хорошая работа каждого. Правильная мысль. Но какое важнейшее условие хорошей работы? Чтобы рабочее время от первой до последней минуты было действительно рабочим, производительным, не тратилось зря. Экономия времени и труда – нерасторжимые понятия.

Так вот, были сделаны подсчеты: если работать по-прежнему, то для выполнения программы 1985 года нам понадобится дополнительно 7600 рабочих. Численность крупного завода! Эта цифра показала, что начинать придется с экономии труда, поскольку новых рабочих брать будет негде. Да и не дело это – полагаться на число, а не на умение. Так сама реальная действительность вызвала к жизни инициативу, отмеченную впоследствии ЦК КПСС, – выполнять планы без увеличения численности рабочих.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Три версии

Повесть