Экономия – как дело комсомольское

  • В закладки
  • Вставить в блог

Теперь уже ясно, что эти задания следует считать минимальными. Ситуация в экономике усложнилась. За восемь месяцев первого года пятилетки угольная отрасль задолжала без малого 16 миллионов тонн топлива, причем сравнительно с тем же периодом 1980 года вместо запланированных приростов получилось падение добычи на 6,6 миллиона тонн. Правда, газовая промышленность план перевыполняет, но сверхплановый газ отнюдь не возмещает недобора угля. Черная металлургия за этот же срок недодала больше двух миллионов тонн готового проката. Придется уменьшить расход этих ресурсов даже сравнительно с напряженными нормами – другого выхода у нас нет. Иначе с самого начала пятилетки будет накапливаться общее отставание экономики от тех заданий, которые объявлены и одобрены.

Мера потребности

Нужно управлять расходом ресурсов. Плановое хозяйство предоставляет для этого достаточно надежные способы. В самой пятилетней программе содержатся меры стратегического свойства, исполнение которых даст заранее известный эффект. Так, в первом году пятилетки выработка электричества возрастает на 45 миллиардов киловатт-часов, из них почти 30 миллиардов падает на долю атомных, а также гидростанций. Это позволит сберечь примерно восемь миллионов тонн топлива. А за всю пятилетку свыше 70 процентов прироста производства электричества дадут ГЭС и АЭС. Треть заданной экономии металла обеспечат сами металлурги, увеличив выпуск экономичных профилей проката. Химики станут производить больше синтетических смол и пластиков, каждая тонна которых заменяет до 3 – 4 тонн проката.

Судьба такого рода акций общегосударственного масштаба в общем-то не вызывает особой тревоги – под них выделены все необходимые ресурсы. Но, как правило, это дорогие мероприятия. Между тем непосредственно на предприятиях-потребителях можно получить громадный эффект при скромных затратах. Недавно мне довелось побывать в Тернополе, в производственном объединении «Ватра». Здесь создано крупнейшее в Европе производство дросселей для ламп дневного света. По плану, составленному специалистами «Ватры», выпуск дросселей предполагается довести в 1985 году до 13,5 миллиона штук. Что это даст? Люминесцентные лампы поглощают в пять раз меньше электричества, нежели лампы накаливания. Светильники, укомплектованные тернопольскими дросселями, в конце пятилетки потребуют при горении примерно на 20 миллионов киловатт меньше мощностей, чем лампы накаливания. Сравните: на всех атомных станциях за пять лет будет введено 24 – 25 миллионов киловатт новых мощностей. Эффекты сопоставимы, а затраты, как вы сами понимаете, очень даже различны.

Суть вопроса, однако, в том, что для развития атомной энергетики не нужно прямого участия потребителей: им все равно, с каких станций поступает энергия. А вот проект, выдвинутый «Ватрой», мыслимо провести в жизнь лишь в том случае, если бесчисленные заказчики будут заинтересованы в замене обычных светильников экономичными. Вот почему вводится жесткое нормирование расхода ресурсов. Именно этим способом и намечено получить решающую долю заданной экономии топлива, электроэнергии, проката, горючего для автомашин и прочих ценностей.

Одновременно с производственным планом предприятие получает нормы расхода материальных ресурсов на единицу продукции, причем нормы положено ежегодно пересматривать. Такой порядок вводится сверху донизу: союзный Госплан выдает нормативы министерствам, ведомствам, союзным республикам, те доводят их до объединений и предприятий, руководители предприятий определяют дифференцированные нормы цехам, участкам, бригадам.

Дело это отнюдь не простое. Помню, на коллегии Госснаба СССР один из руководителей Красноярского управления снабжения поведал довольно - таки грустную историю. Начинается создание огромного Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса. В строительных организациях, которые набирают силу в этом регионе, около шестисот человек готовят заявки на материалы. Красноярские снабженцы по долгу службы выборочно проверили заявки и дружно схватились за головы – почти во всех случаях расходные нормы были завышены. Расчет ясен: заказать материалов с избытком, чтобы потом не бедствовать даже при срыве некоторых поставок.

Как тут быть? Лучше всего поручить бы нормирование нейтральной организации, хоть тому же Госснабу. Однако эта работа ему непосильна. Возьмем для примера какое-нибудь простенькое изделие – вот хотя бы шариковый карандаш, которым я пишу эти заметки. На него израсходованы два сорта пластиков, латунь, сталь, паста – значит, надо пять расходных норм. А сколько их потребуется на автомобиль одной модели? Тысячи. Всего же наше хозяйство выпускает не менее 12 миллионов видов продукции. Конечно, на верхних этажах планирования пользуются укрупненными нормами. Но чтобы найти норму, допустим, на один условный подшипник, все равно ведь надо исчислить прежде расход материалов на все виды реальных подшипников. Словом, никакой сверхорган не сможет составить сотни миллионов норм и ежегодно пересматривать их.

Так или иначе придется доверить дело самим предприятиям, пусть и под контролем сферы управления. Тогда задача разрешима, ибо и сегодня на производстве не тратят ценности без меры и веса. В известном смысле вся наша жизнь пронизана нормированием. Обед приготовить – и то мера нужна, хорошая хозяйка сообразуется не только с кулинарной книгой, а еще и с семейными доходами. Не верите – спросите у матери.

Почему же хозяйку не нужно особо контролировать, почему она сама стремится вести дом экономно? Ответ очевиден. Точно так же в нашем общем большом хозяйстве материальный интерес должен побуждать исполнителей к соблюдению и ужесточению норм. Посмотрим, какие тут есть резервы и проблемы.

Твоя личная выгода

В прошлом году до 30 процентов стоимости сбереженного горючего, до 55 процентов цены сэкономленного электричества разрешалось расходовать на премирование. С нынешнего года разрешено выплачивать в виде премии до трех четвертей стоимости сбереженных ресурсов. Есть еще более радикальные проекты. Вот недавно в печати было высказано предложение выдавать шоферам не талоны, а живые деньги на покупку горючего, но, конечно, по жесткой норме. Легко сообразить, что тогда сто процентов стоимости сбереженного бензина водитель положит в карман. Государству все равно выгода – горючее-то не растрачено, его можно продать владельцам частных машин или другим странам.

Казалось бы, при таких стимулах дело пойдет само собой. Но экономика – штука сложная. Не столь уж редки ситуации, когда одни стимулы перешибаются другими. Порой оказывается, что выгодно как раз расходовать возможно больше материальных ценностей. Конечно, в данном случае транжир не получит доплат за экономию, однако с лихвой возместит эту потерю заработка иным способом. Чтобы все стало ясно, расскажу одну историю, которую мне только что довелось расследовать.

В тресте «Капининстройтранс» отчеты показали нечто противоречащее здравому смыслу. Обычным порядком шоферам выдают здесь талоны на горючее – само собой, по строгому счету. Другая учетная форма улавливает расход горючего по путевым листам. По идее цифры должны сходиться: сколько бензина получено, столько будет и истрачено. Вышла, однако, накладка. За три месяца по трем автобазам треста списано на полтораста тонн больше горючего, чем могли получить водители по талонам. Как так? Уж не покупали ли шоферы бензин за собственные деньги на автоколонках?

Нет, таких чудес не было. Все гораздо проще. Основная зарплата водителя зависит от исполненных тонно-километров, то есть от веса перевезенного груза, помноженного на расстояние доставки. Не сумев как следует организовать работу, руководители транспортного треста допускали систематические приписки, например, вывозка отходов с местного домостроительного комбината была завышена в четыре раза, приписаны многие сотни тысяч тонно-километров. Только в виде зарплаты шоферы получили лишних десять тысяч рублей. Один ловкач полтора месяца не выезжал на линию, но исправно сдавал поддельные путевые листы и отхватил по ним 860 рублей.

Обман сразу вылезет наружу, если не избавиться от «лишнего» бензина. Только по операции «Мусор» незаконно списано около 108 тысяч литров горючего – по нынешним ценам оно стоит около 40 тысяч рублей. После того, как недобросовестные водители отчитывались за выданные им талоны, все равно оказывалось, что горючего истрачено недостаточно – на приписанные перевозки его требовалось больше. Вот откуда возникал мифический бензин сверх полученного по талонам. Но прежде надо было любым способом потратить талоны.

Добро, если просто выбрасывали их. А ведь и хуже бывает. Мы никогда не узнаем, какую часть «сбереженного» бензина водители продали владельцам личных машин, сколько добра слили в канаву. Не узнаем потому, что Калинин стоит на оживленном тракте, и на автоколонках невозможно учесть, чьи талоны отоварены. Несовершенная система учета и – расточительство. Яснее картина в городах, расположенных на отшибе. По моей просьбе тюменский журналист Юрий Беланов запросил в областной ГАИ сведения на сей счет. В Нижневартовске. Нефтеюганске, Легионе, Лабытнанги и Надыме пока нет колонок для заправки ни казенных, ни частных машин (горючее выдают прямо на автобазах). Между тем там зарегистрировано 10,5 тысячи частных автомашин и 2,6 тысячи мотоциклов. В тех краях повальное увлечение моторными лодками. На каком же, спрашивается, горючем движется вся эта техника? Я слишком уважаю читателя, чтобы всерьез отвечать на такой вопрос. Знатоки полагают: в целом по стране примерно четыре миллиона тонн дармового казенного бензина ежегодно поступает в баки частных машин.

А что тем часом покажет расходная норма? Колоссальную экономию. Да-да, не удивляйтесь. Вспомните: на домостроительном комбинате вывозка мусора преувеличена в четыре раза. Значит, водитель списывал горючее на сотню километров пути, проехав всего 25 километров. Сколь бы расточительно он ни тратил бензин, по отчету уложится в самую жесткую норму.

Есть мыслители, склонные утешиться тем, что в нашем общенародном государстве подобные вещи не могут стать массовым явлением. Что ж, оно верно, большинство водителей ни при каких обстоятельствах не станет губить народное добро, обманывать государство. И все-таки это плохое утешение: расточительства не должно быть вовсе. Замечательно, что сами рабочие ищут и находят экономическое решение проблемы. Об этом рассказал мне калининский шофер Анатолий Фомиченко. Он был одним из организаторов бригады водителей. На перевозке грунта члены бригады без всяких приписок зарабатывают по три сотни в месяц. В бригаду входят экскаваторщики и бульдозеристы из обслуживаемой строительной организации, и весь коллектив получает вознаграждение за конечный результат труда, истинное решение задачи достигается, когда сломаны ведомственные перегородки, когда бригада включает в себя и водителей и тех, кого они обслуживают. А как известно, в нынешней пятилетке бригадная форма организации труда должна стать преобладающей.

Обратите внимание: начав разговор об экономии ресурсов, мы с вами подошли к общим вопросам организации труда. В том есть своя логика. Лимиты, нормы, стимулы, короче, вся система управления расходом ресурсов есть лишь составная часть общего хозяйственного механизма. А безотказно действует тот механизм, в котором все детали подогнаны одна к другой, действуют во взаимном сцеплении. Совершенствование хозяйственного механизма, намеченное на нынешнюю пятилетку, как раз и дает пусковой импульс всей программе экономии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены