Долгие сумерки

Петр Кириченко| опубликовано в номере №1481, февраль 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сергей взглянул на него и вытащил из кармана порядком измятый конверт. Никитин собрался вскрыть его, но Сергей остановил:

— Успеешь! Давай, как говорят, по лампадке.

— Давай, — кивнул Никитин, понимая, что конверт не принесет ему ничего хорошего. — Может, соседа пригласим? Толковый мужик.

— Не надо, — поспешно возразил Сергей и, показав глазами на конверт, добавил: — Я на ней женюсь.

— Ага, — не понимая в первое мгновение, ответил Никитин, опустил руку со стаканом на стол и спросил упавшим, каким-то не своим голосом: — Шутишь?

Сергей молча выпил, налил остатки в свой стакан, затем смело и задиристо взглянул на Никитина. Тот резко надорвал конверт. Саша написала всего несколько слов: «Развод оформим после. Мне ничего не надо. Комнату оставляю тебе. Живи».

— Так, — сказал Никитин и тупо поглядел на Сергея. — Так, — повторил он, поднимаясь.

Сергей следил за ним напряженно, лоб его хмурился, видно было, что он готов ко всему. Но Никитин не встал, подпер голову руками и глухо проговорил:

— Вы хоть бы меня дождались.

— Старик, а чего ждать? — как-то по-доброму откликнулся Сергей. — Жизнь у вас не сложилась, это ясно... Да и кто теперь ждет? Как говорится, не тот исторический момент. Ты мне друг, но не пойду же я против жизни? Сам подумай. — С этими словами он выудил из сумки еще бутылку и со стуком опустил ее на стол. — Давай лучше выпьем, а то меня морозит. Промерз я, натерпелся.

Никитин хмуро посмотрел на него, промолчал, но выпил. Сергей говорил, как пришел к Саше, и она стала жаловаться на мужа, а закончил тем, что литература подошла к закату.

— Что читают! — воскликнул он весело и пьяно. — Посмотри, что читают! Меня читают! Ха-ха-ха!

Никитин почти не слушал. Голова была ясной и какой-то пустой до звона. Он не понимал ни того, что произошло, ни себя, сидящего за столом: отчего он не выкинет этого иуду за дверь? А «иуда», словно прочитав его мысли, весело и с каким-то наслаждением принялся говорить, что люди измельчали, запакостились, знают это, понимают, а сделать ничего не могут.

— Жену отобрал, так ведь? — спросил он, глядя нена Никитина, а в угол. — Так, а ты сидишь, пьешь сомной и сделать ничего не можешь. Не можешь, и все.И я такой же, мы все теперь такие: понимаем, что нетуда все катится, а сделать ничего не можем. Глупые,мелкие — все. Все-все!

Выговорившись, Сергей сник, положил руки на стол и, уронив голову на кулаки, уснул. Никитин смотрел на него, ощущая одну только гадливость, после встал и открыл дверь, чтобы немного вытянуло дым. Вышел на крыльцо, постоял, прошел к воротам. Над лесом висела красноватая луна, показавшаяся ему старой и равнодушной, как все в этом мире. И так же равнодушно подумал он об измене жены, о правоте спящего негодяя, утверждавшего, что ничего не изменишь. Тут пришло в голову, что раньше в его положении стрелялись или умирали, а теперь и это невозможно. Мысль о невозможности смерти заставила Никитина глупо и вовсе уж по-детски заплакать. До боли было жаль чего-то, но чего, он не понимал: возможно, недосягаемой чистоты лунного сияния или такой же чистоты в самом себе...

Никитин долго стоял, думая о жизни, подошедшей к пустоте. Он не знал, как жить дальше. Внезапно Никитин увидел идущего по выгону человека и узнал жену. На ней была немыслимо широкая куртка. Она шла торопливо, почти бежала.

— Саша, — сказал он радостно и растерянно, когда жена подошла к воротам. — Саша...

— Где этот бандит?! — злым шепотом спросила Саша, кинувшись к нему. — Ты его не слушай, не слушай. Я тебя никогда не оставлю. Слышишь, никогда!

Саша вцепилась в Никитина, прижалась к нему, показывая, как крепко она держится и никогда не отпустит.

— Да как же так? — глупо спросил он, сам не понимая, о чем спрашивает. — Как же так?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Бесплатных пирожных не бывает!

Повесть. Продолжение. Начало в №2

Валютный синдром

Или рублевая несостоятельность

Центр приглашает умных

Микроэлектроника - шаг в будущее