День радости

Вера Устинова| опубликовано в номере №713, февраль 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

Шла зима 1941 года - сильные морозы и тяжелые бои. Армия отступала. Батальону, с которым Ковалев ушел после разгрома погранзаставы, где он прослужил два года, было приказано прикрыть отход наших частей. К утру от батальона осталось несколько человек. Раненный, без сознания, лежал Ковалев, уткнувшись лицом в распоротый, залитый кровью рукав полушубка. Шел крупный, очень частый, лохматый снег. На короткое мгновение, как во сне, Ковалев увидел склоненное над собой лицо девушки. Солдатская шапка была ей велика, она закрывала лоб до самых бровей. Рядом с лицом Ковалева были ее глаза - сияющие, глубокие, словно в них застыли непролитые слезы. Вокруг гремело, ухало, но глаза сияли, а губы девушки упрямо шептали:

- Выберемся, ничего, выберемся!...

Она обхватила Ковалева рукой и поволокла. От боли он снова потерял сознание. Только в госпитале он пришел в себя, но никто не мог оказать ему, кто была эта девушка, как она туда попала, где теперь.

Почти два года спустя под Невелем он снова увидел эти глаза.

... По фронтовому шоссе на равном расстоянии друг от друга шли автомашины; в их кузовах, тесно прижавшись друг к другу, сидели солдаты; был среди них и Ковалев. А по обочинам тоже двигались солдаты - усталые, запыленные. И вдруг Ковалев увидел девушку. Она шла, пошатываясь, придерживая рукой тяжелую сумку противогаза. Осенний пронзительный ветер трепал выцветшие волосы, девушка смотрела на хмурое, низкое небо, и Ковалеву показалось, что это те глаза, те волосы... Ему вдруг стало жарко, как всегда при сильном волнении, вспотели ладони рук. Расталкивая солдат, он бросился к кабине и начал стучать шоферу, хотя хорошо знал, что бесполезно. Строгий приказ запрещал останавливать машины, а девушка все отставала и отставала и наконец исчезла. Кажется, он что - то кричал, но на него никто не обращал внимания: случайные встречи на фронте не были редкостью.

Прошли годы. Окончилась война. Ковалева демобилизовали. Он работал на заводе и приехал по делам в Москву. В последний день командировки, устав от беготни по учреждениям, он решил посмотреть новый кинофильм. Стал в очередь у кассы и, вынув из кармана газету, начал читать.

- Скажите, вы крайний? - раздался рядом женский голос.

- Да, да! - не оборачиваясь, буркнул Ковалев.

Но, отходя от кассы уже с билетом в руках, он повернулся и сразу замер: перед ним стояла женщина с голубыми яркими глазами, с теми глазами, которые он видел перед собой все эти годы. Женщина была в скромном сером пальто, в черной шляпке, из - под которой выбивались каштановые волосы. Две глубокие морщины появились около рта и на переносье. Она держала на руках маленькую девочку. Ковалев, наверно, еще долго стоял бы так, но девочка сердито сказала:

- Ну, дядя, подвинься же!

И Ковалев невольно отступил.

Как во сне, он прошел в фойе кинотеатра. Спустя некоторое время туда вошла и женщина.

Она расстегнула девочке пальто, сняла шапку, и по плечам девочки рассыпались темные каштановые кудряшки.

Ковалев так и не решился подойти. Двери кинозала открылись, и он двинулся вслед толпе, невольно следя за черной шляпкой.

Места их оказались рядом. Кажется, сама судьба готовила Ковалеву эту встречу, и он решился заговорить.

- Знаете что? Я вас встречал на фронте, - быстро и тихо сказал 'Ковалев.

- Может быть, я всю войну на фронте была, - равнодушно ответила женщина.

- Вы спасли меня от смерти...

- Ну уж, спасла! Должно быть, просто перевязала, приходилось и этим заниматься.

- Нет, именно спасли, - повторил Ковалев. Он назвал место, день и час боя, в котором был ранен.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены