Золотые шары

Инна Варламова| опубликовано в номере №793, июнь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

- И в прошлом году и в этом цветы пропадают. Вон георгины распустились... Станешь у вокзала. Сразу корзину продашь.

Мать возражала ему:

- А билет туда - сюда? Да и сам ты любишь выйти подышать. Жалко срезать этакую красоту!

Тут и Ольга вступилась:

- Пусть стоят. Не надо мне туфель.

- «Не надо, не надо!» - хмуро спорил отец. - Знаешь, что все равно туфли будут. Лакировки твои, я смотрел, потрескались. Вида никакого. И костюмчик к осени не мешало бы.

Ольга представила себя в сером костюме, мысленно примерила к нему несколько шарфиков разных расцветок и вздохнула, вспомнив, как ночью остановилась, пораженная, перед благоухающей клумбой.

- Ничего мне не надо, - сказала она. - Пусть будут лучше цветы в саду.

После обеда Ольга легла на раскладушке под деревом. Жужжали пчелы, шелестели листья над головой. Слышно было, как что - то снова мастерил в сарайчике отец. Мать три раза сходила к колодцу, принесла на коромысле и вылила в кадушку шесть ведер воды. Бабушка молча копалась в грядках, потом, разогнувшись, понесла в переднике траву в сарай.

Ольга то дремала, то вновь просыпалась и глядела сквозь ресницы на небо и зелень. Трудно было шевельнуть пальцем, такая охватила истома. «А что? Наплевать, - думала она. - Что человеку надо? Разве мне плохо живется? Все есть. И одета не хуже других. Подумаешь, зонтики! А костюм будет, хоть продадут цветы, хоть нет. Лакировки совсем еще хорошие. Впрочем, и туфли купят. Разве обязательно кончать институт? И вовсе нет. Из всего класса только пять мальчишек попали. А девочек - ни одна. Правда, Нинка готовится в этом году. А мне не обязательно. Зачем? И так хорошо. Что человеку надо?»

Отец ей ничего не говорил, когда она провалилась в прошлом году на экзаменах, но очень переживал - Ольга знала это. Мать - та и плакала и ругала ее, как будто еще можно было что - то изменить.

- Вот пошла вечером на танцы - не выучила, - причитала она, - схватила тройку... По чем? По чем, спрашиваю, схватила - то, кулема?

- По физике, - отвечала Ольга.

- Ну да, - принималась за свое мать, - теперь что же делать - то? Тянули ее, тянули, все косточки вытянули до десятого - то класса... И туфли подай, и пальто зимнее с воротником под каракуль, и кофточку шерстяную. Три часа за той кофтой отстояла в ГУМе...

Матери казалось, все это имеет отношение к делу. Отец молчал. Но Ольга знала, что главная мечта его была - увидеть ее инженером, специалистом, интеллигентным человеком, как вот дачники вокруг. Для этого и деньги копились в доме, для этого и корова, и поросенок, и огород и яблони, и цветы, и все пристроечки во дворе - все, все. Мать же ругала Ольгу просто для порядка, потому что так положено, потому что слышала, как точно так же ругают матери всех Олиных незадачливых подруг, а главное, чтобы подладиться к мужу. Вообще же, если сказать честно, ей бы хотелось, чтобы Ольга поскорее устроилась на какую - нибудь «чистую» работу и приносила домой в добавление к тем восьмистам рублям, которые получал плотник - отец еще каких - нибудь пять - шесть сотен.

И вот Ольга на «чистой» работе, в конторе. Приносит домой в одну получку двести семьдесят четыре рубля, во вторую - круглых три сотенки. Все в доме притихло. Отец и не заикается, чтобы она попытала счастья еще разок. Он сердится на Ольгу.

Хотя Ольга выросла с мечтой о высшем образовании и с детства не помышляла для себя иной судьбы, как учиться в институте (все равно, в каком), а потом работать где - то, так, чтобы чувствовать постоянное к себе уважение, - теперь она не могла бы и представить, что пойдет снова сдавать экзамены. Теперь казалось еще страшнее!

И вот она лежала и утешала сама себя: «Что человеку надо? А ведь если человек нуждается в утешении, значит, он несчастлив, не правда ли? Если человек уверяет себя, что у него все есть, значит, чего - то не хватает человеку? Чего же? Не туфель же, в самом - то деле?»

Ольга вскочила.

- Лелька, чего вздумала, баламутная? Когда вернешься - то? И автобус сегодня не ходит, забыла? - рассердилась мать.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены