- И в прошлом году и в этом цветы пропадают. Вон георгины распустились... Станешь у вокзала. Сразу корзину продашь.
Мать возражала ему:
- А билет туда - сюда? Да и сам ты любишь выйти подышать. Жалко срезать этакую красоту!
Тут и Ольга вступилась:
- Пусть стоят. Не надо мне туфель.
- «Не надо, не надо!» - хмуро спорил отец. - Знаешь, что все равно туфли будут. Лакировки твои, я смотрел, потрескались. Вида никакого. И костюмчик к осени не мешало бы.
Ольга представила себя в сером костюме, мысленно примерила к нему несколько шарфиков разных расцветок и вздохнула, вспомнив, как ночью остановилась, пораженная, перед благоухающей клумбой.
- Ничего мне не надо, - сказала она. - Пусть будут лучше цветы в саду.
После обеда Ольга легла на раскладушке под деревом. Жужжали пчелы, шелестели листья над головой. Слышно было, как что - то снова мастерил в сарайчике отец. Мать три раза сходила к колодцу, принесла на коромысле и вылила в кадушку шесть ведер воды. Бабушка молча копалась в грядках, потом, разогнувшись, понесла в переднике траву в сарай.
Ольга то дремала, то вновь просыпалась и глядела сквозь ресницы на небо и зелень. Трудно было шевельнуть пальцем, такая охватила истома. «А что? Наплевать, - думала она. - Что человеку надо? Разве мне плохо живется? Все есть. И одета не хуже других. Подумаешь, зонтики! А костюм будет, хоть продадут цветы, хоть нет. Лакировки совсем еще хорошие. Впрочем, и туфли купят. Разве обязательно кончать институт? И вовсе нет. Из всего класса только пять мальчишек попали. А девочек - ни одна. Правда, Нинка готовится в этом году. А мне не обязательно. Зачем? И так хорошо. Что человеку надо?»
Отец ей ничего не говорил, когда она провалилась в прошлом году на экзаменах, но очень переживал - Ольга знала это. Мать - та и плакала и ругала ее, как будто еще можно было что - то изменить.
- Вот пошла вечером на танцы - не выучила, - причитала она, - схватила тройку... По чем? По чем, спрашиваю, схватила - то, кулема?
- По физике, - отвечала Ольга.
- Ну да, - принималась за свое мать, - теперь что же делать - то? Тянули ее, тянули, все косточки вытянули до десятого - то класса... И туфли подай, и пальто зимнее с воротником под каракуль, и кофточку шерстяную. Три часа за той кофтой отстояла в ГУМе...
Матери казалось, все это имеет отношение к делу. Отец молчал. Но Ольга знала, что главная мечта его была - увидеть ее инженером, специалистом, интеллигентным человеком, как вот дачники вокруг. Для этого и деньги копились в доме, для этого и корова, и поросенок, и огород и яблони, и цветы, и все пристроечки во дворе - все, все. Мать же ругала Ольгу просто для порядка, потому что так положено, потому что слышала, как точно так же ругают матери всех Олиных незадачливых подруг, а главное, чтобы подладиться к мужу. Вообще же, если сказать честно, ей бы хотелось, чтобы Ольга поскорее устроилась на какую - нибудь «чистую» работу и приносила домой в добавление к тем восьмистам рублям, которые получал плотник - отец еще каких - нибудь пять - шесть сотен.
И вот Ольга на «чистой» работе, в конторе. Приносит домой в одну получку двести семьдесят четыре рубля, во вторую - круглых три сотенки. Все в доме притихло. Отец и не заикается, чтобы она попытала счастья еще разок. Он сердится на Ольгу.
Хотя Ольга выросла с мечтой о высшем образовании и с детства не помышляла для себя иной судьбы, как учиться в институте (все равно, в каком), а потом работать где - то, так, чтобы чувствовать постоянное к себе уважение, - теперь она не могла бы и представить, что пойдет снова сдавать экзамены. Теперь казалось еще страшнее!
И вот она лежала и утешала сама себя: «Что человеку надо? А ведь если человек нуждается в утешении, значит, он несчастлив, не правда ли? Если человек уверяет себя, что у него все есть, значит, чего - то не хватает человеку? Чего же? Не туфель же, в самом - то деле?»
Ольга вскочила.
- Лелька, чего вздумала, баламутная? Когда вернешься - то? И автобус сегодня не ходит, забыла? - рассердилась мать.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Как вы готовитесь к этому радостному празднику юности?