Крепкий щербатый матрос выглянул в дверь теплушки и сморщился от веселого встречного ветра.
- Подъезжаем, - сказал он внутрь вагона. - Пашка, сыпь «Яблочко»!
Высокий худой Пашка расправил гармонь, откинул назад голову и шевельнул пальцами лады.
- И-э-х, яблочко! - крякнул матрос, и под его каблуками застонал дряхлый теллушечный пол.
Мимо поезда двинулись пристанционные тополя, мелькнуло начало перрона, бабы с лотками, стайки босых ребятишек, желтый забор палисадника.
Заскрипев, состав остановился. По вагонам прокатилось судорожное лязганье буферов.
Застучали сапоги и приклады, загрохотали отодвигаемые двери тепдушек, и перрон покрылся шумной и пестрой толпой. Тут были подростки с московских фабрик, матросы с потускневшим золотом на бескозырках, худощавые сутулые ткачи, солдаты в шинелях всех цветов и оттенков, рабочие - металлисты. Красногвардейский добровольческий отряд прибыл на Украину для действий против Махно.
- Ста - ановись! - зычно крикнул высокий чернобородый человек в потертой кожанке; на бедре у него болтался парабеллум, слева - казачья шашка в обтертых ножнах.
Отряд быстро вытянулся в волнующуюся пеструю стенку.
- Смир - рно! Стенка замерла.
- Справа по порядку рассчитайсь!
- Первый! Второй! Третий!... - зачастила стенка.
Командир прошелся по перрону, опустив чернобородое лицо, потом записал что - то в блокнот.
- Иду до штаба, - сказал он, пряча блокнот. - Всем оставаться тут. Далеко не ходить. Разве что на базар или еще по какому делу, только не надолго. Разойдись!
Стенка задвигалась и снова превратилась в толпу.
Пашка осторожно положил гармонь у забора.
- Дядя Миша, побереги. А мы к речке сходим.
Грузный рыжебородый солдат кивнул. Он сидел, привалясь спиной к изгороди, и свертывал козью ножку.
- Дядька Черномор! Шило! - крикнул Пашка матросу. - Купаться с нами, а?
Матрос что - то рассматривал в вынутом винтовочном затворе. Лицо его было внимательным и серьезным. Ленты бескозырки ползали по могучей, широкой спине.
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.