Летом 1854 года любителей музыки Ярославля взволновала радостная весть: из Москвы приехал на гастроли их земляк - певец Платон Анемподистович Радонежский. Первое выступление Радонежского прошло с подлинным триумфом. «В концерт, данный Радонежским в Ярославском театре, на лестнице которого он, бывало, из любви к искусству простаивал целые представления, съехался весь город, - вспоминал один из современников, - торжество артиста было полное; восторг публики безграничен, но вместе с тем и справедлив. Исполненные в этом концерте арии и романсы повторяются с того времени доселе...»
П. А. Радонежский родился в 1829 году в селе Коприно. Рыбинского уезда, Ярославской губернии. Шести лет он начал петь на клиросе сельской церкви. По настоянию отца, Платона определили в Ярославскую семинарию. Здесь прошла юность Радонежского, здесь. выступая, в любительских концертах, он впервые поверил в свои силы как певец, В эти же годы к нему пришло увлечение театром. За небольшую плату капельдинер пропускал юношу на «места за креслами».
Платон так полюбил театр, что даже сам решил поставить в одном из классов семинарии, где он учился, пьесу Н. Полевого «Параша - сибирячка», в которой выступил как режиссер, актер и певец. В глубоком секрете от наставников были выучены все роли. Из семинарских простыней устроили подобие занавеса. Доморощенный художник нарисовал декорации. Но увидеть плоды своих трудов семинаристам так и не удалось. Кто - то донес на них ректору, и по его приказу декорации сожгли. «актеров» строго, наказали. а Радонежского предупредили, что если он хотя бы еще один раз побывает в театре, то его исключат из семинарии. Юноша продолжал тайно посещать театр, увлекаясь им все сильнее и сильнее.
В конце 40 - х годов, окончив семинарию. Платон навсегда оставил духовное поприще.
В середине 1849 года в Ярославле проездом в Москву остановился певец А. О. Бантышев, снискавший славу как исполнитель романсов и песен, а также как создатель замечательных образов Торопки в опере Верстовского «Аскольдова могила» и Сабинина в «Иване Сусанине» Глинки. В доме у одного из местных любителей пения Бантышев случайно услышал П. А. Радонежского и был поражен его густым басом обширного диапазона. Он предложил певцу немедленно поехать с ним в Москву. Радонежский, несмотря на решительные возражения родителей, принял предложение Бантыше - ва. Так начался творческий путь П. А. Радонежского - будущего артиста Большого театра и выдающегося камерного исполнителя.
В Москве молодой певец поступил в театральное училище, где стал обучаться пению у Тамброни. Здесь его познакомили с А. Н. Островским, И. Ф. Горбуновым, П. М. Садовским и другими известными представителями московского художественного мира. Особенно внимательно отнесся к певцу - самородку Николай Васильевич Гоголь. Радонежский подружился с писателем. Позже Гоголь познакомил юношу с Михаилом Семеновичем Щепкиным.
Когда летом 1854 года Платон Анемподистович приехал в родной Ярославль. земляки не только приняли его восторженно, но и собрали ему деньги на поездку в Петербург «для дальнейшего совершенствования». А через три года певец выехал в Италию.
Во Флоренции Радонежский брал уроки у Романи и других знаменитых итальянских вокалистов, а спустя три года получил ангажемент в театре Пергола. С блестящим успехом русский певец гастролировал в Риме. Болонье, Мантуе, Венеции. Милане.
После пятилетнего турне по Италии Радонежский в конце 1862 года вернулся на родину.
Первое выступление Радонежского по возвращении из - за границы состоялось в Петербурге на сцене Мариинского театра 11 января 1863 года. Столичная печать дала высокую оценку дебюту певца. Вскоре его зачислили на партию первого баса в русскую труппу Петербургского оперного театра. Через два года Радонежский переехал в Москву и поступил в Большой театр, где пел в течение четырнадцати лет.
Умер П. А. Радонежский в 1879 году.
Его деятельность имела большое значение для русского вокального искусства. Он был чутким истолкователем и страстным пропагандистом песенного творчества своего народа.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.