– Действительно, свое мнение вы свободно высказываете в своих романах, а теперь еще будете вести телепередачу. По сути, ваша задача в новой программе на Post TV похожа на ту, что мы реализуем в этом номере: рассказать людям о незаслуженно забытых героях. Можете ли назвать имена тех, о ком будут ваши первые передачи? Почему вы вдруг решили появиться в эфире, и почему именно на Post TV?
– Разные телеканалы достаточно давно зовут меня участвовать в каких-то передачах в роли ведущего. От всех этих предложений я всегда отказывался. Не в последнюю очередь потому, что не хотел быть соучастником федеральных телеканалов в их античеловеческой деятельности по оболваниванию нашего народа.
Предложение Post TV я принял сразу – во-первых, потому, что к интернет-телеканалу у меня по умолчанию больше доверия, чем к традиционному телевидению. Аудиторию Интернета я считаю своей аудиторией – она
умеет думать сама, не верит, когда ее пытаются обмануть, ну и, вообще, будучи активным ядром нашего общества, заслуживает больше симпатий, чем «подавляющее большинство». С этой аудиторией мне разговаривать интересно.
Кроме того, сама эта идея – очерки о незаслуженно забытых героях – кажется мне безумно интересной еще с времен, когда в журнале «Русская жизнь» вышел цикл таких очерков за моей подписью. Когда среди нас живут люди, сыгравшие важную роль в отечественной истории, с ними, мне кажется, надо разговаривать, пока они с нами, среди нас.
Пока у нас готово четыре выпуска этой передачи, их герои – первый президент Азербайджана Аяз Муталибов, драматург Михаил Шатров, основатель КПРФ Иван Полозков и последний руководитель советского телевидения Леонид Кравченко. Что и кто будет дальше – не хочу загадывать. Очень бы хотелось поговорить, например, с Михаилом Горбачевым. Я даже уже придумал, как пройдет наше интервью. У меня к нему единственный вопрос: «Что ж ты наделал-то?»
– Расскажите, пожалуйста, о вашей книге, которая появится на полках книжных магазинов в сентябре.
– Последние несколько лет я для серии ЖЗЛ писал биографию прекрасного русского писателя Леонида Леонова, который значит для нашей литературы гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Сегодня его книг почти никто не читает, да и само это имя едва ли знакомо. По крайней мере, тому поколению читателей, которое читает мои книги. И если обычные биографии пишутся для того, чтобы люди узнали что-то новое о знаменитом человеке, то биографию Леонова я писал для того, чтобы вернуть нашим читателям незаслуженного забытого, но по-настоящему великого писателя.
В этом году ему исполнилось 110 лет, вместе с моей книгой выйдет несколько переизданий произведений Леонида Максимовича, и я всерьез надеюсь, что мне удастся сделать Леонова таким же актуальным, как в те годы, когда Горький говорил о нем, что он имеет право говорить от имени всей русской литературы. Понятно, что время, потраченное на работу над этой биографией, я мог потратить на несколько собственных новых романов и повестей. Но я доволен, что мое писательское самолюбие уступило вот этому, гораздо более важному делу. Надеюсь, когда-нибудь мне это зачтется.
Жаль, что Леонид Леонов не дожил до наших дней. Мне было бы очень интересно увидеть его реакцию на мою книгу о нем, да и в передачу «Старикам здесь не место» я бы его тоже, конечно, позвал. В России ХХ века это был, наверное, самый великий старик.
– Правда ли то, что вы всегда берете билет на поезд, на верхнюю полку, чтобы почитать по пути?
– Да, правда. У наших железных дорог есть два прекрасных свойства, которых никогда не будет у других видов транспорта – в поездах можно спокойно выпивать и спокойно читать. В условиях современных ритмов и скоростей это очень здорово. Ты лежишь, читаешь, и никто тебя никуда не позовет, не погонит, и никто не позвонит, и письмо по е-мейлу не придет. Хорошо! Электронных книг я не читаю. Читать книгу с монитора, мне кажется – неуважение к ней. Книга – это не только слова и буквы, это вещь в самом хорошем смысле слова. Хорошая вещь на мониторе мерцать не может, ее нужно держать в руках.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
«Портрет Лидии Делекторской»
Картина Жака Луи Давида «Смерть Марата»
Wordspy.com, проект Пола Макфедриса
Машина времени для музыкальной индустрии