Паоло Веронезе

Ирина Опимах| опубликовано в номере №1731, январь 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

Картина «Пир в доме Левия»

Настоящему Творцу рано или поздно приходится сталкиваться с Властью, светской или церковной. Так было на протяжении всех веков существования нашей цивилизации. Это столкновение неизбежно, поскольку истинное творчество – всегда нарушение установленных правил, полет за пределы принятых в обществе норм, в свободный мир новых идей и образов. Очень немногим удается не поддаваться давлению и остаться верным себе.

Однажды это пришлось пережить и венецианскому живописцу Паоло Веронезе. Память о достойно пережитом испытании воплощена в картине, которая теперь называется «Пир в доме Левия».

В 1571 году в одном из монастырей Венеции – монастыре Святых Иоанна и Павла – случился страшный пожар. В пламени погибла фреска «Тайная вечеря», творение великого Тициана.

Монахи задумали заказать новую картину. Веронезе, этому знаменитому веронцу Паоло Кальяри, любимцу всей Венеции. Ему – всего 43 года, но он успел добиться многого. Еще в 1555 году, после целого ряда блистательных работ, выполненных им во Дворце дожей, церкви Святого Себастьяна и библиотеке Святого Марка, Веронезе был признан лучшим художником города. Тогда сам Тициан, стареющий, но не потерявший способности видеть и ценить молодые таланты, вручил Паоло золотую цепь, символически передав ему звание официального художника Венецианской республики.

Увлекшись темой, Паоло отставил все дела и приступил к работе, а 20 апреля 1573 года в торжественной обстановке объявил о ее окончании и передал «Тайную вечерю» монахам.

Прошло три месяца. Веронезе получает уведомление, что 18 июля ему надлежит предстать перед судом инквизиции!

Легко представить, что творилось в душе художника. Ведь ему было что терять – очаровательная жена, дочь его веронского учителя Элена Бадиле, четверо детишек, богатый гостеприимный дом – Веронезе работал много, не испытывал недостатка в заказах, а потому совсем не нуждался.

Инквизиция – что может быть страшнее? В 1555 году папой римским стал кардинал Джованни Караффа, известный своей жесткостью, одержимый идеей очищения, восстановления моральных устоев Церкви, а великим инквизитором – кардинал Микеле Гуслиери, преданный его последователь.

Естественно, Веронезе испугался, когда узнал, что ему предстоит предстать перед священным трибуналом, и причина тому – его «Тайная вечеря», о которой он уже почти забыл. Венеция в то время была единственным городом, где еретиков не сжигали на костре, но все могло случиться…

Что же смутило ярых защитников чистоты веры? Что крамольного увидели они в картине Паоло Веронезе?

Тайная вечеря – один из самых главных эпизодов в Священном Писании и один из самых распространенных сюжетов в мировой живописи. Многих художников – среди них и Леонардо да Винчи, и Тинторетто, и другие – вдохновил он на создание замечательных полотен. Упоминание о Тайной вечере есть во всех четырех Евангелиях. Во время того ужина произошли два важнейших события. Первое – установление таинства евхаристии («Примите, ядите: сие есть Тело Мое»). Второе – предсказание Христа о том, что кто-то из учеников вскоре предаст Его. («Истинно говорю: один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня».) На каком из этих моментов вечери сделать акцент, каждый художник решал в соответствии с пожеланиями заказчиков. Обычно живописцы усаживали Иисуса и Его учеников по одну сторону стола, каким-то образом выделив Иуду. Рядом с Христом помещали любимого его ученика Иоанна. (Правда, Леонардо позволил себе некую вольность – он посадил рядом с Христом Иуду!)

А что делает Веронезе?

Он пишет не ту, евангельскую, вечерю, а настоящий пир, который мог бы иметь место в доме любого богатого венецианца. Да, художник изобразил Христа, но его окружают не люди первого века нашей эры, а венецианцы – современники художника, одетые так, как одевались жители города Святого Марка в XVI веке. Кого тут только нет – важные вельможи, грубые солдаты, шуты, карлики. Справа – пузатый виночерпий, слева – жизнерадостный распорядитель пира, явно уже хорошо выпивший. И все участники этого спектакля живут не в жарком, пыльном Иерусалиме, а в прекрасной Серениссиме (Яснейшей – так называли свой город венецианцы) – как хороша эта трехарочная лоджия, как совершенны белокаменные дворцы, виднеющиеся в пролетах арок на фоне синего неба.

В «Тайной вечере» Веронезе нет никакого трагизма, она вся сияет радостью, счастьем бытия. Тут люди едят, пьют, беседуют, смеются, получают удовольствие от жизни. Потрясающие краски, мощный, пронизывающий все и вся свет, праздничность всей композиции… Где здесь таинство евхаристии? Где страшное предвидение предательства? Ничего этого на картине нет и в помине!

Потому церковным чинам творение Веронезе показалось пропитанным еретической крамолой. И тогда последовал донос в инквизицию.

Сохранились протоколы того заседания.

Обвинение было представлено инквизитором Аурелио Скеллино из Бреши.

– Как посмел Веронезе изобразить евангельский сюжет «Тайная вечеря» без должного уважения к Священному Писанию?

Более того: падре Скеллино усмотрел в том, как живописец изобразил солдат (вооруженных и одетых, как немцы), в шуте с попугаем (всем известно, что попугай – символ похоти!), а еще в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка – приверженность идеям Реформации, этого страшного зла, возникшего в Северной Европе, проникшего ныне в Италию и стремящегося завоевать души честных католиков.

Что мог ответить Веронезе на столь тяжкие обвинения? Он и сам понимал, что, когда писал картину, меньше всего думал о Христе и Его апостолах. Его занимала лишь Красота – просто хотелось сделать нечто радостное, гармоничное.

  • В закладки
  • Вставить в блог

читайте также

Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой теме

Недосягаемый и одинокий

31 октября 1632 родился Ян ван дер Меер ван Делфт (Ян Вермеер)

Загадочные «Послы»

Одно из лучших творений великого немецкого художника Ганса Гольбейна

Образ парижанки

25 февраля 1841 года родился Пьер Огюст Ренуар

в этом номере

Краков

Фотопутешествие с Юлианом Рибиником

Орден имени Вадима Степанцова

Куртуазные маньеристы празднуют юбилей