1. Укачивали вы или нет своих детей? – Нет.
2. Как они вообще засыпают у вас – одни или с вами? С какого возраста стали засыпать одни? – Одни, с самого начала.
3. Когда ребенок стал есть сам? – Гирт – с 1 года, Том частично с 1 года.
4. Когда он стал мыть посуду, убирать за собой? – Гирт помогает с двух лет, а Том учится класть все вещи на место.
5. Когда научился одеваться сам (застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п.)? – С двух с половиной лет умеет почти все.
6. Чем помогают вам дети в домашних делах? – Участвуют почти во всем, посильно.
7. Занимается ли ребенок физкультурой? – Поощряем физические упражнения и даем свободу движений.
8. Закаляете ли вы его? Как, с какого возраста? – С первого года жизни Гирт много купался, целые дни жил на свежем воздухе, по возможности меньше одетый. (Лайла и Петерис живут на хуторе.) Зимой не кутаем: если ему холодно, он больше движется. Родители, а особенно бабушки, не учитывают, что дети мерзнут меньше взрослых, ведь они больше двигаются. Разрешаем Гирту и Тому есть мороженое, если они не кашляют. По утрам умываются холодной водой: Гирт – до пояса, Том – лицо и руки. Купаться разрешаем даже в холодное время, если они хотят. Простуд от этого не было.
9. Сколько раз болеют ваши дети в течение года? – Гирт за 3,5 года болел 4 раза; Том от Гирта заразился ветрянкой, больше не болел.
10. Как вы воспитываете в детях самостоятельность? Поощряете или нет попытки сделать по-своему, но неправильно? – Говорим: попробуй сам, ты это уже можешь сделать. Поощряем попытки сделать что-то самостоятельно, не ругаем за ошибки. Разрешаем даже поступить неправильно, если это не опасно: пусть сам убедится, хорошо это или нет. Гирт скоро узнал, что трудно найти вещи, не поставленные на место.
Стараемся не вмешиваться в отношения детей, если это не опасно. У Гирта есть подруга шести лет, мы не вмешиваемся, и он сам отвергает попытки властвовать над собой.
11. Как вы воспитываете в детях сообразительность, находчивость? – Главное: не спешим давать советы, когда это не нужно. Пример: Гирт в два года должен идти в ванную помыться, а свет включать высоко. Мы говорим: попробуй сам. Он думает, тащит табуретку и включает. Ребенок не будет искать решения сам, если привык к опеке и подсказке. Воспитываем сообразительность и разными задачками, коварными вопросами, играми. Один раз привезли три детских шампуня и один взрослый. Учим решать реальную задачу: у нас три детских шампуня, отдадим один твоему другу, у него нет. Гирт согласен. Спрашиваем, сколько нам останется. Гирт: «Три». Папа возмущен: «Ну, как это три – подумай». Гирт защищает свою правоту: «Два детских и один взрослый»...
12. Как воспитываете доброту, не эгоизм? – В первую очередь личным примером, отношением друг к другу, внимательностью к людям. Лайла пришла домой, Гирт оставил ей яблоко и говорит: «Ты рада? Я очень рад, что ты радуешься». Обычно разрешаем Гирту резвиться, громко смеяться. Но когда дома бабушка, он себя сдерживает: ей трудно переносить шум.
Том любит перебирать посуду на кухне. Спрашиваем Гирта: ты согласен, если мы купим Тому игрушечную посуду, а тебе ничего не купим, потому что нет денег. Гирт соглашается без огорчения. Так же он радуется новым покупкам для других: мы всегда показываем их всем. Так как мы не имеем привычки отдавать все вкусное детям, то и Том уже привык делиться самым вкусным с нами. Они оба никогда не чувствовали себя обиженными, они понимают, что делиться – это нормально и естественно.
13. Как вы воспитываете правдивость, изживаете неправдивость? – Всегда говорим только правду, и Гирт еще нам не соврал. На его поступки реагируем так, чтобы не дать повода скрыть правду. Признаем свои ошибки, если не правы по отношению к нему. Учим его тоже признавать ошибки.
14. Какой метод изживания вы больше используете: прямой – словесное и эмоциональное осуждение; косвенный – развитие достоинств и вытеснение ими противоположных недостатков? – Оба, по обстоятельствам. (Ответ меня разочаровал: по-моему, второй метод куда верней и сильней, и он должен бы быть главным, а первый – подсобным. – Ю. Р.)
15. Как действуете вы, когда дети не слушаются? Обостряете или сглаживаете конфликт? Повышаете голос или убеждаете? – Обычно убеждаем, на обострение не идем. Если не помогает, то не обращаем внимания, пока не поймут, что неправы. Обычно это происходит быстро: Гирт успокаивается и извиняется. Если Том плачет без причины, он тоже скоро затихает, когда видит, что на нас это не действует.
16. Какие наказания и поощрения вы применяете? – Обходимся без наказаний. Мы можем рассердиться на ребенка, но только не притворяясь, а когда по-настоящему возмущены. Этого хватает, и бывает это редко. Поощряем словами: ребенок доволен, что мы рады за него.
17. Как воспитываете самоуважение, ощущение ценности личности? – Относимся к детям с уважением, никогда не унижаем их, не кричим, не отмахиваемся от них. Внимательно относимся к их вопросам, просьбам. Требуем того же и от них.
18. Как при этом оберегаете от эгоизма? – Не забываем о себе и о других людях, не отдаем детям предпочтения – не даем им быть эгоистами. О воспитании доброты, внимания к другим, заботы о них мы уже говорили. И потом их двое – это легче.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.